Потребительское кредитование на российском рынке растет высокими темпами. Это создает инфляционное давление, мешает понижению ключевой ставки и вытесняет иные виды кредитования, включая выдачу заемных средств бизнесу, заявил глава Министерства экономического развития (МЭР) Максим Орешкин в ходе визита в Самару.
По словам министра, в настоящее время банки сконцентрировались на кредитовании граждан, поэтому выдача денег малым, средним и даже крупным предприятиям не достаточно высокая. За последние 12 месяцев портфель потребкредитования вырос более чем на 1 трлн. руб. и темпы постоянно ускоряются, пишет ТАСС.
«Мы находимся в дискуссии с ЦБ, и наша позиция заключается в том, что с точки зрения регулирования созданы условия, что банкам выгоднее идти в эту историю, чем в историю кредитования предприятий. С точки зрения предприятий еще накоплены исторические проблемы, что банки кредитуют их только под залоги. И до тех пор, пока [есть] высокое потребительское кредитование, для другого кредитования места нет. Сбережения, которые формируются, они уходят в этот сегмент, создается инфляционное давление, мешает понижать общую процентную ставку», — пояснил Орешкин.
Глава МЭР рассказал, что в перспективе кредитный импульс начнет демонстрировать замедление, о чем свидетельствует ряд показателей. По этой причине процентные ставки будут понижаться. При одновременном внедрении программ льготного кредитования для малого и среднего бизнеса такая ситуация позитивно отразится на экономике в ближайшее время.
По статистике Центробанка, в июне рынок потребкредитования продемонстрировал почти 20-процентный рост в годовом выражении. При этом задолженность по ипотечному кредитованию на начало лета увеличилась до 5,6 трлн. руб. (+23%).
Глава регулятора Эльвира Набиуллина считает, что темпы потребкредитования не должны превышать темпы роста доходов населения и должны быть сопоставимы с темпами выдач кредитов реальному сектору экономики. Поэтому Банк России обещает не допускать перегрева рынка потребительского кредитования.
Пока ставка ЦБ находится на запредельном уровне, ни о каком росте кредитования бизнеса вообще нет смысла говорить. Так что Орешкин наговорил в пользу бедных. Просто закамуфлировал главную проблему.