Министерство финансов задумалось об отказе от резонансного предложения внести в законодательство о валюте нормы, наделяющие чиновников правом на введение капитальных ограничений в отдельных случаях.
Министр финансов Антон Силуанов в октябре направил главе правительства Дмитрию Медведеву предложения по либерализации валютной сферы, рассказывает «Интерфакс». Вместе с тем предлагалось наделить Кабмин и Центробанк правом «оперативно вводить отдельные виды ограничений» на ограниченный срок в случае кризисных ситуаций.
В частности, предложения касались:
- ограничений по транзакциям на зарубежных счетах резидентов;
- требований репатриации;
- непременной продажи валютных средств;
- получения разрешений на покупку валюты;
- требований об открытии спецсчетов по некоторым видам валютных операций;
- резервирования средств при валютных операциях и др.
«Правительство нам поручило доработать и проработать (предложения — ИФ). Мы доработали и проработали, согласовали позиции с ФТС и ФНС. С Центральным банком пока разногласия сохраняются. Мы в ближайшее время направим уже уточненные предложения по дальнейшей либерализации валютного контроля», — пояснил журналистам замглавы Минфина Алексей Моисеев.
На вопрос о сохранении предложений о валютных ограничениях, Моисеев ответил, что ведомство рассматривает возможность отказаться от жестких мер.
«Когда министр подпишет новый текст (доклада — ИФ), тогда я буду уверен в этом. Пока дискуссия внутри Минфина продолжается. Надеюсь, на этой неделе внесем доклад в правительство. Это зависит от получения нами официальной позиции от ФНС и ФТС. В рабочем порядке у нас согласования прошли, но мы должны для внесения в правительство официальную позицию получить. Если это будет не в конце этой, то, надеюсь, в начале следующей недели. Если подтвердится, что коллеги согласовывают. Если окажется, что у них дополнительные вопросы возникли, будем дорабатывать»,- рассказал замминистра.
Ранее руководитель Минэкономразвития Максим Орешкин критиковал идею коллег из ведомства финансов.
«С того момента, как мы отказались от любых ограничений по капитальным операциям, у нас было два серьезных кризиса: это и 2008-2009 гг., и 2014-2015 гг. В эти сложные моменты для финансового рынка, в моменты очень высокой волатильности, ни правительство, ни Центральный банк даже не задумывались о том, что можно ввести какие-то капитальные ограничения, — говорил Орешкин в интервью ТВ-каналу «Россия 24».
Он считал, что Минфин явно поторопился с подобными предложениями и выразил категорическое несогласие с капитальными ограничениями:
«Такие механизмы нам не потребуются ни в какой ситуации. У нас правильная макроэкономическая политика, у нас правильно выстроенные здесь институты, которые защищают стабильность финансового рынка, и никаких вот таких уловок здесь не нужно».
Силуанов в свою очередь пояснил, что руководство страны и сейчас имеет возможности вводить ограничения, просто к этому никогда не прибегали.
«У нас сложные моменты бывали в экономике, но еще раз повторю — идеи ограничить потоки валюты, поставить забор по притокам и оттокам капитала — мы никогда это не практиковали, и думаю, что не будем это делать», — заявил глава Минфина.
А я вот, честно говоря, не вижу ничего плохого в ведении подобных ограничений. Страна находится в условиях санкций, так что на самом деле временные ограничения вполне приемлемы. Ну а уж обязательная продажа валюты — это сам Бог велел, мало ли как курс будет скакать.