На протяжении третьего квартала Банк России купил рекордный объем золота — 92,2 тонны. Всемирный золотой совет (WGC) в свою очередь констатирует: это приобретение стало крупнейшим за отрезок времени в 90 дней. В настоящее время золотой запас РФ превышает 2 тыс. тонн и составляет 17% от общих резервов страны.
Политика российского Центробанка, вероятно, продиктована существующими трендами и общемировой стратегией. Последняя предполагает ползучее осыпание системы Бреттон-Вудских и Ямайских соглашений, «вашингтонских консенсусов» и прочих механизмов, которые регулировали глобальные финансовые рынки на протяжении последних 50 лет, пишет обозреватель «РИА Новости» Дмитрий Лекух.
Повышенный спрос
Активной скупкой золота занимается не только Россия. В третьем квартале мировые центробанки купили рекордное за 4 года количество золота – 148,4 тонны, говорится в докладе WGC. Это на 22% больше, чем за тот же период годом ранее (121,8 т) и максимум – с 2015-го.
Помимо России, высокий интерес к драгметаллу демонстрируют Турция, Польша, Казахстан, Индия. Венгрия и вовсе десятикратно нарастила резервы в течение минувшего квартала – с 3,1 до 31,5 тонны.
Такую колоссальную динамику можно пояснить непредсказуемостью экономической политики США. «Попадающие под прицел» Госдепа страны и консервативные финансисты таким образом хеджируют возможные риски. Жесткая политика протекционизма и реиндустриализации на фоне внутриполитической нестабильности в самих Штатах – довольно опасная штука, отмечает Лекух.
И хотя гражданской войны в США не ожидается, но имеются иные неприятные с точки зрения мировой экономики тренды:
- возможен финансовый кризис и схлопывание фондовых пузырей;
- риск девальвации глобальной резервной валюты.
При этом не обязательно, чтобы доллар девальвировал в разы: для ограбления мира достаточно и 10%. Такой сценарий вполне вероятен из-за сложных взаимоотношений главы Белого дома с руководством Федрезерва.
На фоне таких перспектив золото ощутимо растет в цене. После августовского падения до $1178 за тройскую унцию, к 29 октября оно подорожало до $1230,8. На коротких отрезках волатильность золотых цен неизбежна, тем не менее динамика роста уже становится новым глобальным трендом.
Россия находится на передовых рубежах «тарифно-санкционной войны», поэтому волей-неволей ей приходится принимать определенные меры, в т.ч. накапливать золотые резервы. В условиях богатой внутренней добычи нет нужды менять драгоценный металл на банкноты с портретами покойных президентов США.
Другие «вечные ценности»
Россия занялась увеличением золотого запаса после введения первых санкций со стороны США и ЕС. За 4 года Банком России распроданы почти все американские гособлигации. К июлю 2018-го вложения в казначейские бумаги США сократились до минимума за 11 лет. Если в марте Россия владела американскими бумагами на $96 млрд., то летом оставшийся объем оценивался всего в $14,9 млрд. Эта сумма почти в 12 раз меньше, чем показатели 2010 года. С логической точки зрения политика ЦБ вполне объяснима, сложно не одобрять ее, пишет Дмитрий Лекух.
Автор напоминает официальным лицам: существуют и другие «вечные ценности», в которые полезно вкладываться. К примеру, в строительство новой дорожной инфраструктуры: и хотя она не столь ликвидна, зато менее волатильна, чем доллар и трежерис. Имеются и другие полезные варианты:
- вложения в геологоразведку;
- строительство новых мощностей в нефтехимии.
Доллар теряет позиции
Внутри России масса возможностей для вложения капиталов. Дело здесь даже не в экономическом давлении оппонентов и неверной внешней политике (с точки зрения «сислибов»), грозящей санкционными рисками. Просто в нынешних реалиях вложения в глобальную валюту и ее производные уже не обладают бесспорной надежностью, как это было ранее.
«Собственно говоря, сейчас на наших глазах демонтируется последнее глобальное преимущество доллара как резервной валюты: преимущество «гарантированной тихой гавани». Причем демонтируется отнюдь не «врагами Америки», а самими политическими и финансовыми элитами США», — констатирует Лекух.
Он отмечает: следует постепенно забывать о механизме «вложи и не беспокойся» из-за глобальных политических и экономических рисков. Причем риски политического характера (внезапные санкции, блокировка счетов) уже превратились в инструмент конкуренции на мировых рынках. А доходность по облигациям США постепенно утрачивает соразмерность: выгода для инвестора слишком мала в отличие от рисков.
В нынешней ситуации в плане закупок золота ЦБ поступает абсолютно правильно. Остальные вопросы – не в компетенции регулятора.
«Это к общей экономической политике, в которой также необходима новая балансировка. Горячку здесь пороть, безусловно, не стоит. Но то, что тренд «а давайте продадим много нефти и на все лишнее накупим долларов и куда-нибудь спрячем» выглядит сейчас вульгарно и архаично — факт», — резюмирует Дмитрий Лекух.
Скорее не стратегия, а ответный ход. Если бы не санкции, Кудрин продолжил бы вкладываться в госдолг США.
Ожидание медвежьего тренда на рынках сша обосновано (после 10 лет роста), отказ от бондов США укладывается в геополитику. А вот покупка золота, не столь однозначный шаг. Пока цены на металлы устанавливает Чикаго (биржа сырьевая), далеко не факт, что оно будет защитным активом в момент обвала. Мне видится более верной со стратегической точки зрения вложение в нашу инфраструктуру. Повторюсь, практически на все ресурсы цены формируют рынки сша и все номинировано в долларах.
Интересное решение Банка России — чем больше санкций, тем больше в хранилищах золота. Складывается впечатление, что кто-то решил увеличить золотой запас страны именно таким путём. Лучше бы вкладывали в передовые технологии, оборону и здоровье нации, ведь если так дальше пойдёт, то и это золото защищать будет некому.