Представители регулятора и платежных систем обсудили инициативу главы государства о снижении процентов по безналичным расчетам за товары и услуги. Правда, банкиры пока не готовы идти на существенные уступки по эквайерским услугам.
Доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов поддерживает предложение Владимира Путина. Он аргументирует позицию тем, что высокие комиссии за прием банковских карт лишь увеличивают долю теневой экономики. Они позволяют формировать скрытые от налогообложения доходы, что не выгодно ни предпринимателям, ни тем более государству, пишет ФБА «Экономика сегодня».
О проблемах отечественного эквайринга
На минувшей неделе Центробанк провел закрытые встречи, на которых присутствовали представители Visa, MasterCard и Национальной системы платежных карт (НСПК). На них обсуждался вопрос о возможности снижения размера комиссии за эквайринг. По итогам договоренностей ассоциация «Россия» подготовила и направила банкирам рекомендации.
В беседе с агентством эксперт по налоговой системе Алисенов согласился с Владимиром Путиным, отождествившим эквайринг с квазиналогом. Это дополнительные сборы с бизнеса, которые ложатся налоговым бременем на физическое и юридическое лицо. Причем налоговыми они являются не по сути, а по характеру.
«Сборы за эквайринг являются взносами, которые мы платим за оказание определенных услуг банками и кредитными организациями. Все эти сборы увеличивают нагрузку на бизнес», — поясняет доцент РАНХиГС.
Причиной обсуждения ставок эквайринга послужили многочисленные жалобы от ритейла, называющего комиссии за прием карт изрядно завышенными. Торговые предприятия советуют финансовым властям перенять опыт Европы, где платежи банкам-эквайерам ограничены суммой в 0,2-0,3%. Однако регулятор, Минфин, Минпромторг, ФАС, банки и платежные системы выступают против госрегулирования.
По мнению Алисена Алисенова, в современной экономике государству не следует устанавливать жесткие правила и ограничения. Но с другой стороны без регулирования не обойтись: оно важно для бизнеса и для улучшения инвестиционной привлекательности страны в целом. Поэтому установление верхней планки комиссии выглядит оправданной мерой.
«Высокие ставки наоборот приводят к тому, что большая часть расчетов переходит из безналичной формы в наличную. А там где преобладает наличный оборот, увеличивается доля теневой экономики, и как следствие растут обороты, которые не подпадают под налогообложение. В итоге ситуация приводит к формированию скрытых от налогов доходов, что не выгодно и государству, и бизнесу в целом», — уверен эксперт.
Предложение президента
Лишь после того как Путин указал на проблему, ситуация наконец сдвинулась с мертвой точки. До 20 марта профильным ведомствам следует представить на рассмотрение кабмина уже согласованные рекомендации относительно уменьшения платы за эквайринг.
«В некоторых странах комиссия еще ниже — не 0,3%, а для дебиторки — 0,2%. У нас 3%, конечно, это слишком много. И конечно, это квазиналог», — подчеркнул в своем выступлении глава государства.
Алисенов не видит проблем в снижении тарифов при поддержке Кремля. Правительство нередко ссылается на европейских опыт при повышении взносов и налогов. Но неплохо было бы применять западный опыт регулирования в целом, особенно в сфере процентных ставок.
«Пока кредитные учреждения не готовы пойти на столь существенные послабления. Это связано тем что, что большую часть доходов они получают в виде процентов, в том числе от эквайринга. Надо начать с того, чтобы хотя бы постепенно снижать проценты по эквайрингу, и подходить к данному вопросу обоснованно», — рассуждает собеседник издания.
Обнадеживающие итоги
Результатом встреч в ЦБ стал проект меморандума. Он предполагает, что банкам, платежным системам и принимающим электронные средства платежа организациям следует на собственных сайтах размещать информацию с указанием размера межбанковской комиссии и оплаты услуг эквайринга. Помимо этого, предполагается установить ряд ограничений. Но пока банкиров не устраивает содержание меморандума.
Эксперт по налоговой системе обращает внимание, что при переводе вопроса в публичную сферу, возникает необходимость декларировать ставки по эквайрингу. В этом случае прозрачность бизнеса повышается одновременно со снижением числа вопросов к организациям. В конечном итоге это будет способствовать соблюдению установленных правил участниками рынка, уверен Алисенов.
Главный плюс в предложении Путина представитель РАНХиГС видит в повышении конкурентоспособности российской экономики и производителей. Нагрузка на бизнес уменьшится, поскольку издержки на эквайринг закладываются в цену товаров. Уменьшение конечной стоимости будет способствовать поддержанию спроса со стороны потребителей, а значит и экономическому росту, резюмирует Алисен Алисенов.
Президент много чего предлагает. Но, у вы, не все его предложения идут, как говориться в народ. Надеюсь, что это дойдет.
Административным давлением можно добиться чего угодно. Но ведь при снижении комиссии торговые точки цену не снизят, а вот банки начнут добирать упущенную выгоду за счет другой комиссии, к примеру повысят комиссию (пусть и на чуть-чуть) за переводы. В итоге за все заплатит конечный потребитель.
Предложение конечно дельное, но вот только как-то у нас все благие намерения только ими и остаются. Банкам не выгоден такой эквайринг и они будут всячески стараться нивелировать договоренности. Или в крайнем случае, перенесут эти проценты на другие платежи.
Хорошее решение, оно значительно облегчит жизнь простому населению России. Надеюсь, у нашего президента все получиться.