Ключевые ставки российского и американского регуляторов остались на прежнем уровне, но это не гарантирует долгосрочной стабильности. Финансисты ожидают дальнейших действий ФРС и ЦБ, что непременно отразится на курсах валют. Банк России в своих решениях учитывает шаги Федрезерва, но официально опровергает факт влияния.
Определенное «дистанционное сотрудничество» между финансовыми властями США и России чревато взрывом патриотического негодования. Тем не менее такова экономическая реальность до тех пор, пока в нее не вмешивается нерациональная геополитика, констатирует «Московский комсомолец».
Злой и добрый полицейские
Как иллюстрацию к разделению труда между регуляторами двух стран издание предлагает рассмотреть примеры детективной классики. В конкретном случае ФРС и ЦБ выступают в ролях доброго и злого полицейских, а рубль – подследственным. Инициатива принадлежит ФРС, поскольку он главный мировой регулятор и по совместительству «добрый полицейский». ЦБ приходится играть «злого», хотя он скорее вынужден действовать в зависимости от поведения «старшего по званию».
Понятно, что ФРС выступает «добрым» не из любви к России и ее валюте. Об этом регулятор США думает в последнюю очередь. Попросту принимаемые за океаном решения в настоящее время выгодны рублю.
Политика Федрезерва смягчается буквально на глазах. Финансовые власти решили отсрочить повышение ставки и ужесточение кредитно-денежной политики. Ранее на 2019-й эксперты прогнозировали повышение ставки четыре раза, затем речь шла о трех, еще позже – о двух. Но материалы прошедшего 21 марта заседания ФРС свидетельствуют, что ставка останется неизменной до конца года.
Следовательно, деньги не подорожают. Более того, они будут вкладываться довольно широко, в том числе в рискованные рынки. Это значит, что доллары придут и в Россию, поддержав таким образом рубль.
Факторы для поведения рубля
Перспектива для «деревянного» выглядит привлекательной. Но тут же возникают очередные вопросы, касающиеся:
- продолжительности периода укрепления рубля;
- перспектив цен на энегоносители.
В настоящее время рубль реагирует в основном на стоимость нефти и внешние экономические ограничения. Пока динамика стоимости черного золота демонстрирует небольшой рост. Это обусловлено тем, что рынок чувствует сокращение добычи со стороны ОПЕК+. К тому же, на руку продавцам играет и венесуэльский кризис. Международное энергетическое агентство даже ожидает превышение спроса над предложением во втором квартале года. Поэтому со стороны нефти рублю ничего не угрожает.
Иная ситуация с очередными санкциями в отношении России. Из «анонса» понятно, что они будут довольно жесткими, вплоть до ограничений на инвестиции в госдолг РФ и на операции с долларом для крупнейших отечественных банков, которые могут оказаться в SDN-листе. «Прибытие» санкций из Вашингтона попросту задерживается, поэтому рубль может наслаждаться каникулами. Праздник непременно подойдет к концу, но есть надежда, что нефть поддержит отечественную валюту во время «прибытия санкций к перрону».
Экономика с политикой идут не в ногу
Также беспокоит вопрос относительно «мягкой» политики ФРС. И хотя американский регулятор несколько снизил прогноз роста экономики страны, никаких существенных изменений к худшему в экономике не происходит. Похоже, критика президентом Трампом жесткой политики Федрезерва не прошла бесследно.
Напрямую об этом никто не говорит, но рынок акций США позитивно отреагировал на решение ФРС о неизменности ставки. Правда, ближе к вечеру торги показали незначительный минус, но аналитики связали ситуацию с опасениями рынка, не всегда понимающего действия регулятора. Это нельзя назвать вотумом недоверия, но все же камушек в огород ФРС брошен.
Если бы регулятор прислушивался к требованиям Дональда Трампа, настаивающего на мягкой кредитно-денежной политике, это оказало бы рублю значительную пользу. Но подобные мечты лишь в очередной раз показывает, что экономика с политикой далеко не всегда идут в ногу.
Не упустите шанс
Теперь посмотрим, как ЦБ аргументировал сохранение ключевой ставки:
«При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает переход к снижению ключевой ставки в 2019 году», — гласит ключевая цитата его заявления.
Таким образом российский регулятор фактически прямо анонсировал смягчение кредитно-денежной политики. Следствием станет удешевление ипотечных и других кредитов, а за поведение рубля ответственность перекладывается на нефть и американский ФРС.
Из вышеописанного благодаря подсказке от государства можно сделать практические выводы. 21 марта Минфин разместил на мировом валютном рынке долгосрочные обязательства на 3 млрд. долларов и на 1,75 млрд. евро. Столь успешно России не удавалось одалживать средства с 2013 года.
Подсказка заключается в выбранном финансовым ведомством моменте для обращения на мировой рынок. Пока санкции не введены, но уже в следующем месяце ситуация может кардинально измениться, что прежде всего отразится на привлечении в страну инвесторов, особенно американских. Но сейчас все остались в выигрыше: российская казна пополнилась заемными средствами на выгодных условиях, а инвесторы без риска оказаться под вторичными санкциями разместили свободные капиталы.
«МК» советует брать пример с государства для пополнения личных валютных резервов. Стоит воспользоваться высоким курсом рубля от «злого полицейского» в лице ЦБ, пока имеется такая возможность. Минфин не упустил выгодного шанса, несмотря на профицитный бюджет.
Недолго музыка играла и слухи о новых санкциях, которые могут и банковский сектор задеть, снова подняли курс доллара и евро. Уже и покупать валюту нет смысла.
Иногда наше правительство поступает мудро, беря «дешевые» деньги на пополнение «оборотных средств» если так можно выразится применимо к государству. Но вот, что происходит потом не поддается ни какому разумному объяснению. Деньги идут куда угодно, только не на развитие производства в России, разворовываются. А потом все списывает на происки Запада, а отдавать кредит надо, но для этого у нас есть «любимая дойная корова» — население страны.