ЦБ берет на санацию уже восьмой по счету банк. На его оздоровление через Фонд регулятора потребуется от 60 до 100 млрд. руб. Входивший в топ-50 МИнБанк пополнил список проблемных, но его история не сопровождается криминалом.
Во вторник, 22 января, Банк России официально объявил о санации Московского индустриального банка силами Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС). Соответствующее решение было принято накануне вечером, пишет РБК. В итоге ЦБ станет основным инвестором финансового учреждения, занимавшего 33-ю позицию среди отечественных банков по величине активов. МИнБанку будут предоставлены средства государства на поддержание ликвидности, поскольку самостоятельно решить проблему он уже не может.
Безуспешные попытки спасения
По словам зампреда регулятора Василия Поздышева, подконтрольный Абубакару Арсамакову и аффилированным с ним лицам МИнБанк уже несколько лет испытывает проблемы. С 2014-го он демонстрирует убытки, которые за 4 года приблизились к половине его капитала – минимум 13 млрд. руб.
Владелец пытался собственными силами оздоровить кредитную организацию: вкладывал значительные суммы в докапитализацию, затем оказывал помощь активами, в т.ч. ликвидной недвижимостью. Но все же усилия Арсамакова не увенчались успехом…
По результатам инвестиционной проверки в первых числах января регулятор потребовал от МИнБанка досоздать резервы на 11 миллиардов. В итоге капитал банка снизился с 29 до 18 млрд. руб. Как следствие, были нарушены обязательные нормы капитализации, что и привело к решению о санации.
Причины проблемности
В ЦБ считают, что МИнБанк излишне концентрировал внимание:
- на кредитовании юридических лиц;
- на финансировании неэффективных проектов в промышленности и строительстве;
- на операциях с недвижимостью.
При балансе банка в 316 млрд. руб., его кредитный портфель достиг 216 миллиардов, из которых:
- кредиты юрлицам – 185 млрд. руб.;
- кредиты физлицам – лишь 14 млрд. руб.
Ключевой проблемой МИнБанка стало именно корпоративное кредитование: более половины договоров о заимствованиях ( на 123 млрд. руб.) признаны потенциально проблемными, уточняет Поздышев.
Собственник готов к сотрудничеству в рамках процедуры оздоровления финансовой организации. Вероятно, через 1-1,5 года после санации ЦБ найдет для МИнБанка надежного инвестора, добавляет замглавы регулятора.
Во что выльется спасение
По словам Василия Поздышева, в ЦБ принято решение о поддержке МИнБанка ликвидностью – до 77 млрд. руб. Не более этой суммы готов предоставить регулятор в виде кредитов по ключевой ставке. Не исключено, что потребуется меньше денег.
По предварительной оценке, разрыв между активами и пассивами проблемного банка составляет минимум 60 млрд. руб. Но дыра в МИнБанке может оказаться и больше – до сотни миллиардов. Уже понятно, что по итогам работы временной администрации капитал банка станет отрицательным – имеющиеся у него 18 млрд. руб. не спасут ситуацию.
Кроме ранее внесенных 11 миллиардов, банку потребуется еще до 40 млрд. руб. на досоздание резервов. Кроме того, необходимо зарезервировать начисленные, но не полученные проценты (21 млрд. руб.), произвести переоценку недвижимости, если стоимость объектов окажется значительно ниже рыночных цен (еще минус 2-3 миллиарда). Потребуются средства и на капитал: при 300-миллиардном балансе надо изыскивать порядка 30 млрд. руб. Точную сумму финансов, требующихся на оздоровление МИнБанка, определит временная администрация в ходе инвентаризации, пояснил зампред ЦБ.
В настоящее время отчетность по международным стандартам (МСФО) наделяет банки правом учитывать в доходе проценты, которые еще не получены. Так Поздышев пояснил происхождение процентов на 21 млрд. руб., назвав такие подсчеты творческой бухгалтерией.
Почему не отозвали лицензию
На вопрос журналистов: не проще было бы отозвать у МИнБанка лицензию, Поздышев ответил, что он является значимым для регионов. Доля кредитования в некоторых субъектах Федерации довольно внушительна:
- Карачаево-Черкессия – свыше 25%%
- Чеченская Республика – 18%;
- Курганская область – 19%.
На решение ЦБ спасать банк повлияла и его «рыночность»: при проверках не выявлено массового кредитования подконтрольных собственникам компаний, как и историй с выводом средств. По оценкам регулятора:
- кредитование бизнеса владельцев банка – 10-12% от баланса;
- замкнутость пассивов на собственнике – 3-5%.
К тому же уровень вовлеченности финансовой организации в сомнительные операции «ничем не отличался от среднего статистического банка», т.е. не является высоким, добавил зампред ЦБ.
На отказ от отзыва лицензии повлияло и значительное число кредитов суммой 5-10 млрд. руб., выданных МИнБанком реально работающим предприятиям в регионах. К сожалению, многие из корпоративных заемщиков (в основном это средние компании) низкорентабельны либо убыточны – им сложно погашать займы с процентами.
Еще один фактор связан с социальной значимостью банка. Свыше 5,5 тыс. его клиентов – небольшие муниципальные, общественные и некоммерческие организации. Даже временная утрата ими всех своих средств несла социальные риски.
«Это деньги пенсионеров, детских садов, образовательных учреждений, администраций всех уровней, медицинских учреждений и пр.», — пояснил Поздышев.
На незастрахованные средства (превышающие установленный АСВ лимит – 1,4 млн. руб.) в МИнБанке приходилось 26 миллиардов. Еще 14 млрд. руб. могли лишиться различные некоммерческие организации, которым не приходится рассчитывать на возмещение от государства.
Портрет заемщика МИнБанка
Примером типичного клиента ныне проблемного банка Василий Поздышев назвал завод «СтавропольАвто». Финансирование строительного проекта МИнБанк начал с 2013-го, а в 2026 году истекает срок погашения кредита. Благодаря банковским средствам в городе Михайловске появился завод по сборке китайских автомобилей.
Однако срок реализации проекта затянулся. Пока предприятие вышло лишь на половину мощности, хотя по плану здесь ежегодно уже должны собирать по сотне тысяч машин.
Еще один наглядный пример – инвестиционный проект в Ростовской области. В 2012-м МИнБанк открыл кредитную линию для строительства и модернизации маслопрессового завода по переработке подсолнечника «Донмаслопродукт». В 2025 году заемщик должен полностью рассчитаться с банком.
«Поселок Веселый, более 500 сотрудников, загрузка завода примерно 60%. Завод есть. Возвращать кредиты в срок не может, проценты полностью гасить тоже не может», — констатирует представитель ЦБ.
«Таких проектов у банка очень много. Можно, конечно, взять и отозвать лицензию и начать банкротить все предприятия, но, на наш взгляд, это нецелесообразно, а лучше дать банку возможность [оздоровления]», — заключил Поздышев.
Механизм санации
Процедура финансового оздоровления через ФБКС предполагает переход 99% акций под контроль Банка России. При отрицательном значении собственных средств уставной капитал санируемой организации снижается до 1 рубля, что размывает доли прежних собственников.
ЦБ со своей стороны докапитализирует банк до установленных нормативов. В 2018-м по аналогичной схеме ФБКС были переданы 7 банков:
- «ФК Открытие»;
- Бинбанк, (объединился в январе с «ФК Открытие»);
- Промсвязьбанк (станет опорным банком для кредитования гособоронзаказа);
- «Траст» (на его базе создан фонд плохих активов);
- Рост Банк (объединился с «Трастом»);
- «Советский» (утративший в итоге лицензию);
- Азиатско-Тихоокеанский банк (в марте ЦБ выставит его на аукцион).
Спасение банка это хорошо, так как за банком много людей, которые хотят свои деньги в не зависимости от финансового состояния банка.
Большинство владельцев этих банков смываются потом за границу, следовательно отмывают здесь деньги, потом сваливают. Плюс, на сколько я понимаю, теперь под прямой управление (владение) ЦБ попадет и этот банк, как и банк открытие, хорошо это или плохо, посмотрим.
Сомнительная какая-то причина спасения, как мне кажется. Банк не в топ-20, да и вышеуказанных регионах, он далеко не на первых ролях. Но с другой стороны, бизнесу, что держал счета в этом банке, повезло.
Я вообще не слышала об этом банке, что-то здесь не чисто. Ведь банк не такой популярный среди населения, чтобы в него вкладывать государственные деньги.