В последние три года банки без стеснения делят клиентов на группы, выделяя «людей особого сорта». Таким задают гораздо больше вопросов и нередко отказывают в обслуживании. Пока изрядной подозрительностью и хамством прославился Банк Креди Агриколь.
На минувшей неделе в соцсетях активно обсуждали Банк Креди Агриколь за принудительное закрытие счета уроженцу Донецка, пишет UBR.ua. Вероятно, со временем всплывут и другие названия финансовых учреждений, ущемляющих в правах граждан, прописанных на неподконтрольной Киеву территории. Пострадавшие заявляют о дискриминации и грозятся забрать деньги со счетов обидевшего банка.
В то же время украинцы интересуются: имеют ли право банки отказывать в обслуживании выходцам из Донбасса и можно ли обжаловать их действия? На эти и другие вопросы ответил управляющий партнер АО «Suprema Lex» Виктор Мороз.
По мнению юриста, банки не должны отказывать в обслуживании клиентам, прописанным в Донецкой и Луганской областях, хотя вопрос довольно сложен.
Неоднозначный правовой статус
Правовой статус граждан, проживающих в Крыму и на востоке страны определен Законом «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» от 15 мая 2014 года. Данные территории признаны украинскими, на которые распространяется Конституция и законы страны. Жителям этих регионов гарантированы права и свободы в полном объеме.
Но вместе с тем этот же закон относит проживающих на неподконтрольных территориях граждан к категории нерезидентов. Резидентами являются лишь выехавшие оттуда граждане, которые зарегистрировались на новом месте и получили статус временно-перемещенных лиц (ВПЛ).
По этой причине ситуация получается спорной: неподконтрольная территория признается украинской, но жители не являются резидентами. Данный закон рамочный и не охватывает нюансы. Он лишь определяет ключевые аспекты жизнедеятельности населения и предприятий.
«Но в его заключительных и переходных положениях определено, что более детальное регулирование взаимоотношений с банками, вопросов хоздеятельности или налогообложения должно регулироваться дополнительными нормативными актами по каждому отдельному направлению», говорит Мороз.
Таким образом, каждое ведомство самостоятельно оценивает аспекты, возникающие в правоотношениях с гражданами, проживающими на неподконтрольных территориях. Касательно финансовых учреждений, Нацбанку и Минфину следовало урегулировать вопросы открытия и обслуживания счетов, расчетов по кредитам и депозитам, перезаключения договоров и т.п. специальными постановлениями. Но до сих пор их не существует.
В ноябре 2014-го НБУ выпустил постановление №699 «О применении отдельных норм валютного законодательства во время режима временной оккупации на территории СЭЗ «Крым». Его нормы предусматривают, что зарегистрированные в Крыму граждане, имеющие справки ВПЛ, признаны резидентами Украины.
Но упоминаний об отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) в нем не было. Ранее, в конце лета 2014-го, Нацбанк издал постановление №466 о приостановке финансовых операций в ОРДЛО, однако об условиях обслуживания переселенцев в нем также речи не шло.
«Тот же НБУ проводя разъяснения, исходя из закона об урегулирования особого статуса неподконтрольных Украине территорий, указывал, что открытие счетов и обслуживание физических и юридических лиц будет проходить с учетом его дальнейших разъяснений, а также Минфина и других регуляторов. Но дальнейшие решения НБУ и Минфин не принимали», — констатирует юрист.
Правомерен ли отказ банка в обслуживании?
Конституция, нормы Гражданского и Хозяйственного кодексов гарантируют гражданам Украины равные права. Если учитывать, что отсутствуют акты, которые обязывают субъекта со статусом нерезидента подавать определенный перечень документов, банки не должны отказывать в обслуживании и в одностороннем порядке прекращать договор. Но вопрос требует дополнительного уточнения регулятора, поскольку имеется закон, определяющий статус таких граждан. При самоустранении Нацбанка от решения вопроса, придется обращаться в суд, считает Виктор Павлович.
Переехавшим из ОРДЛО гражданам во избежание проблем лучше получить статус переселенца и зарегистрироваться по новому адресу. Это займет 2-4 недели, к тому же такой статус подразумевает еще и право на льготы.
В качестве примера Мороз привел историю крымчанина, покинувшего полуостров еще в 2014-м. Тот купил в Киеве квартиру, организовал с местным партнером бизнес, но статус переселенца не получал и льготами не пользовался.
Однако со временем у него произошел конфликт с партнером, который в итоге написал жалобу о незаконном пребывании крымчанина на территории Украины. Минсоцполитики вызвало «нарушителя» для объяснений.
«В результате они согласились, что без регистрации статуса переселенца их запрос не имеет под собой оснований и нарушения законодательства о статусе переселенца нет, так как человек такой статус не оформлял. Говорю это для того, чтобы еще раз подчеркнуть необходимость принятия подзаконных актов, которые подробно будут прописывать и регулировать массу нюансов. Как выстраивать правоотношения с людьми и предприятиями, изменившими местонахождение, как определять их правовой статус, предоставлять услуги, вступать с ними в экономические взаимоотношения и т.д.», — поясняет юрист.
Как наказать банк за отказ в обслуживании?
Мороз видит два пути отстаивания прав клиентом:
- подача жалобы регулятору на неправомерный действия банка;
- обращение в суд с требованием взыскания ущерба.
В первом случае НБУ после разбирательства может наложить на финансовое учреждение штраф от 1700 до 17 тыс. грн. Во втором – речь идет о возмещении материального ущерба, предполагающего потерю выгоды клиентом из-за отказа банка в обслуживании.
«Если человек перечислив средства по контакту мог получить сумму, которая подтверждена заключенным договором, исполнение которого зависело от предоставления услуги банком, то даже дополнительная экспертиза не нужна. Потому что есть договор с оговоренной суммой. Если речь идет о моральном ущербе, то для его обоснования необходима судебно-психологическая экспертиза и заключение психолога».
Каковы суммы компенсаций?
В отличие от уголовных дел, где сумму порой исчисляются миллионами, позиция судей в части финансовых операций не однозначна. Зачастую суды, вплоть до Высшего хозсуда или специализированного, не считают, что банки наносят клиенту существенный моральный ущерб. Точно на возмещение ущерба могут рассчитывать лишь инвалиды и беременные женщины. В среднем суммы морального ущерба ограничиваются несколькими тысячами гривен.
Правовые инструменты привлечения юридических лиц к уголовной ответственности в Украине отсутствуют, но сотрудника банка привлечь можно, если удастся доказать превышение полномочий, халатность либо иные действия, подпадающие под уголовное нарушение.
Однако в случае с Банком Креди Агриколь вряд ли односторонний разрыв отношений с клиентом обернется уголовной ответственностью, резюмирует управляющий партнер АО «Suprema Lex».
Парадокс, Украина до сих пор считает жителей Крыма и востока своими гражданами, но охранять права и свободы отказывается.