Россия уходит с МКС, все новостные СМИ планеты трубят об этом событии. Что это значит для РФ? Что за проект стоимостью 2,69 млрд рублей готовит наша страна? Зачем нашим военным «всевидящее око» и космическая СТО? И какой ответ Россия приготовила для Илона Маска? Мы разобрались и рассказываем вам.
65 лет назад наша страна возвестила миру о начале новой космической эры. Первый советский космический искусственный спутник стал символом новой вехи в развитии человечества. Мы дали отмашку к началу так называемой космической гонки. А что теперь? Недавно новый глава Роскосмоса Юрий Борисов объявил о прекращении сотрудничества с США по программе МКС. В ответ на это владелец SpaceX Илон Маск пожелал России «счастливого пути». Будет ли новый путь для нашей страны космическим или же мы остаемся на земле на неопределенное время?
«Союз» нерушимый
Освоение космоса уже давно не индивидуальная задача какой-то определенной страны. Многие космические программы осуществляются совместно с зарубежными коллегами. МКС не исключение. На его создание ушло порядка $150 миллиардов, на содержание еще примерно столько же. Такое количество инвестиций трудноподъемно для любой, даже самой развитой страны.
Поэтому проект МКС был осуществлен Россией в содружестве с NASA, ESA (Европейское космическое агентство), JAXA (Японское агентство аэрокосмических исследований) и представителями других государств. Наша страна являлась единственной, имевшей опыт длительного пребывания человека на орбите. Поэтому в проекте все было по-честному. С нас – компетенции, с партнеров – инвестиции. При этом говорить о заработке с МКС, судя по всему, не приходится, информация об этом либо находится в тайне, либо ее просто нет, ведь полеты в космос – это в первую очередь не про бизнес, а про имидж и статус страны.
Что же будет теперь, когда Россия покидает МКС? Точно сказать трудно, но очевидно, что западные партнеры столкнутся с рядом проблем с полетами к этой станции. Первой и самой очевидной является корректировка высоты и курса. Ранее эту функцию выполнял российский модуль «Звезда», но в сегодняшних реалиях документацию по его обслуживанию и эксплуатации никто передавать западным коллегам не собирается.
Ранее восстановлением высоты занимались корабли «Прогресс». Они же дозаправляли модуль «Звезда». Американцы проводили подобную тестовую корректировку с помощью своего аппарата Cygnus, но делал он это в паре с модулем «Звезда». Корабль Dragon от SpaceX, на который с пафосом пересели американцы, вообще не умеет выполнять подобные точные технические корректировки. И даже если бывшие коллеги из NASA научат Cygnus выполнять техническое обслуживание в одиночку, то он этого сделать не сможет, так как запускался в космос на отечественных двигателях РД-181, которые в США больше не поставляются.
А куда полетит Россия?
Естественно, наша страна столкнулась с рядом трудностей, связанных с поставками комплектующих для будущих летательных аппаратов и отсутствием возможности применения чужих технологических решений. Почему же наше руководство так легко рубит сплеча последнюю точку соприкосновения российской и зарубежной космических программ?
Тому есть несколько причин. Это дорогое обслуживание МКС, которая вместо заложенных 15 лет эксплуатации пошла на второй круг и функционирует уже 24 года и, по задумкам NASA, должна будет продержаться еще до 2027, а то и 2030 года. Также немаловажной является потеря интереса РФ к совместным проектам на фоне появившихся более перспективных отечественных разработок.
В первую очередь, это строительство нашей космической станции РОСС. Она будет иметь очень интересную для военных орбиту в 98 градусов, с которой можно будет наблюдать любую точку Земли. Поэтому все те, кто сетовал, что у России недостаточно военных разведывательных спутников, могут спать спокойно. Место спутников займет целая станция с передовыми системами наблюдения стоимостью 2,69 миллиарда рублей. Одна из букв С в названии РОСС значит «Сервисная». То есть станция будет выступать в роли космической СТО для ремонта и сборки аппаратов прямо на орбите. Для этого в проекте предусмотрен специальный стапель.
Также Россия переводит свои ракеты на новый, более эффективный, вид топлива, производимый только в РФ «Нафтил». На нем будут летать ракеты-носители семейства «Ангар» и третья ступень «Союза-2».
Несколько лет назад Дмитрий Медведев активно рассказывал о космической миссии на Марс, а потом все затихло. Так вот, пока Илон Маск с присущей ему эпатажностью рассказывал о своей марсианской экспедиции, предлагая отправить колонистов в один конец, наши ученые нашли способ не только слетать до «красного соседа», но и вернуться обратно.
Речь идет о создании корабля на орбите. Он будет оснащен ядерным двигателем, наподобие того, который используется в наших межконтинентальных крылатых ракетах Skyfall «Буревестник» (9М730), так напугавших США. Только в наших аппаратах будет использоваться силовая установка, которая совершит очередную революцию, открыв возможность покорения дальнего космоса. Речь идет о новейших плазменных электрореактивных двигателях повышенной мощности для ядерного космического буксира «Зевс», реализованного в рамках проекта «Нуклон». Таким образом, Россия делает шаг в будущее, перекинув все средства на завершение уже давно начатых разработок, а западные «уже не партнеры» в сотрудничестве с частной SpaceX будут пытаться реанимировать и приспособить для своих нужд двигатели 60-летней давности.
Заявления Маска – всего лишь мечты
Илон Маск многократно заявлял, что его компания удешевит доставку груза на орбиту в 10 раз. Но получилось ли это продемонстрировать на деле?
Стоимость 1 кресла космонавта в Crew Dragon оценивалась в 2019 году в $60 млн, а за 1 кг полезного груза на Falcon 9 в 2020 году уже просили от $24200 до $34500 в зависимости от модификации. Нужно учитывать, что государственные пуски стоят в 2 раза дороже из-за дополнительных требований.
Для сравнения запуск 1 космонавта в России в 2019 году обходился в $45 млн, а цена за 1 кг груза варьировалась от $10715 до $24300. Для коммерческих пусков диапазон составлял от $15470 до $44600 в зависимости от объема груза. К тому же бывший глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в 2020 году заявил, что стоимость запуска некоторых аппаратов и микроспутников на отечественных «Союз-2» снижена на 30% и составляет $15–17 тыс.
В 2021 году NASA призналось, что ситуация со стоимостью запусков на аппаратах SpaceX серьезно изменилась с 2019 года. Теперь стоимость отправки 1 кг груза выросла до $20000, а возврата на Землю – до $40000.
Как мы можем видеть, Илон Маск не удешевил полеты в 10 раз, как заявлял. А Россию он побеждает не в технологиях, а в пиаре.
- Ваш комментарий будет первым...