В уходящем году Россия показала весьма слабый результат среди сопоставимых экономик. Угроза ужесточения санкций висит над страной как дамоклов меч. Возможно ли ускорение экономического роста и как повышение НДС отразится на инфляции? Какие вызовы стоит ожидать в следующем году? На эти и другие вопросы ответил глава аналитического департамента компании «Локо-Инвест» «Локо-Банка» Кирилл Тремасов.
Главный вызов для страны
В беседе с «Газетой.Ru» главным вызовом для России Тремасов назвал санкционную тематику. В начале 2018-го ждали санкций по госдолгу, после выхода доклада Минфина США решили, что тема постепенно отходит. Но после введения апрельских санкций в отношении «Русала», началась новая история в плане экономики. К сожалению, этот вызов останется и в следующем году.
«Для всего мира, наверное, тема №1 – это торговые войны, и следующий год будет определять исход торговых баталий между США и Китаем, для инвесторов это сейчас абсолютно определяющий фактор. Но для России важнейшим фактором будет оставаться развитие санкционной тематики», — уверен эксперт.
Нельзя сказать, что страна адаптировалась к санкциям, хотя люди умеют приспосабливаться практически к любым условиям. Но Россия и ее экономики понесли издержки, которые еще не проявились в полной мере. Следует учитывать, что история с UC Rusal развивается по более мягкому сценарию.
«Новый этап давления начался в августе – после встречи Трампа и Путина в Хельсинки, когда в конгресс США был внесен законопроект, который окрестили «адскими» санкциями. Он еще не введен, но одной лишь угрозы оказалось достаточно, мы до сих пор переживаем ее последствия, которые сказываются прежде всего в ухудшении финансовых условий», — отмечает Кирилл Тремасов.
О ситуации на рынках
Уже начался рост банковских ставок, который, вероятно, продолжится и в будущем году. Такая ситуация лишь увеличивает издержки для экономики. К тому же в 2018-м негативное влияние оказала тенденция на развивающихся рынках. С февраля наблюдается устойчивый отток капиталов, причем тренд не прекращается. Особенно пострадали от этого Аргентина и Турция, где финансовый кризис отразился на реальном секторе. И хотя экономики других развивающихся стран не допустили кризиса в реальном секторе, их финансовые рынки все же изрядно потрепало, констатирует аналитик.
«Россия, с точки зрения динамики валют, процентных ставок, кредитных рисков была, наверное, одной из слабейших на развивающемся рынке, что совершенно не коррелирует с макропоказателями: профицит счета текущих операций будет под 7% ВВП, выше только Таиланд, но это не сопоставимая экономика, а профицит бюджета – 2,5% ВВП», — говорит Тремасов.
Он добавляет, что без санкционной угрозы РФ могла быть в числе лучших развивающихся экономик, с учетом рекордно низкой инфляции в середине года. Кажется удивительным, что отечественный рынок акций показал лучшие результаты среди развивающихся стран. Но фондовый рынок не отражает структуру экономики, поскольку на две трети и даже больше его формируют нефтяники, металлурги, сырьевой сектор.
«Для них в этом году сложилась абсолютно великолепная ситуация: высокие цены на нефть, относительно высокие цены на металлы и при этом еще и девальвация рубля. А обычно рост цен на сырье приводит к укреплению рубля, а в этом году во многом из-за санкций и оттока капиталов с развивающихся рынков произошла обратная ситуация», — поясняет собеседник «Газеты.Ru»
Об инфляции
Из-за санкционной угрозы интерес инвесторов к российским активам серьезно снизился. До сих пор продолжается отток капиталов, в т.ч. с рынка гособлигаций. Пока угроза ужесточения санкционного давления не ввергла экономику в кризис, но негативно отразилась на динамике финансового рынка, курсе рубля, ставках и уровне инфляции.
«Повышенный уровень инфляции, который мы видим во втором полугодии, — это тоже во многом эффект ослабления рубля. Все эти процессы не завершаются, это тренды, с которыми мы входим в новый год, и которые будут развиваться в следующем году. Надо отметить, что мы сами поспособствовали развитию негативных трендов. Если говорить про инфляционные процессы, уровень процентных ставок, ситуацию на долговых рынках, то решение о повышении НДС, которое было принято в разгар развития темы санкций и оттока капиталов с развивающихся рынков, несло очевидно инфляционный эффект. Ничего более странного в плане экономических решений я за последние годы не припомню», — рассуждает Тремасов.
На вопрос о разгоне инфляции из-за повышения НДС, эксперт ответил, что регулятор выпускал специальное исследование, где эффекты были разложены на разные составляющие. Расчеты показали, что «вилка» может оказаться весьма значительной. Прогноз ЦБ – 5-5,5% выглядит реальным, но из-за этой «вилки» следует добавить еще по 0,5% в каждую сторону. При этом по прогнозам Минэкономразвития инфляция не превысит 4%.
«К прогнозам Минэка нельзя относиться всерьез, так как они приобрели целевой характер. Долгие годы у Минэка был четкий подход к прогнозированию. Разрабатывался базовый сценарий, это был реалистичный взгляд на то, что будет с нашей экономикой при базовых предпосылках по ценам на нефть, курсу рубля, внешней конъюнктуре. К этому добавлялся пессимистичный, или консервативный сценарий, который предполагал более слабую внешнюю конъюнктуру. И был третий сценарий — целевой, — в котором прописывались условия «как бы нам хотелось, если бы мы сделали реформы», — поясняет представитель «Локо-Инвеста».
Базовый прогноз за последние 2 года превратился в целевой, хотя нереалистично в определенных обстоятельствах держать показатель «как мы хотим». К тому же прогноз ведомства в некоторых моментах носит утилитарный характер: на его основе рассчитывается бюджет. Минфин порой занижает прогноз доходов для демонстрации иных эффектов.
«По моим наблюдениям, те цифры, которые Минэк представляет в качестве базового прогноза, проходят предварительное согласование на высшем уровне Минэка и Минфина. По большому счету, это цифры, которые делаются под бюджет – это еще один момент, который отклоняет прогноз от реальности», — говорит Тремасов.
О Росстате
В последние два десятилетия в управленческих структурах понемногу происходят изменения. Но единственное не затронутое реформами ведомство – это Росстат. Видимо, поэтому эксперты порой называют статистику странной.
«И для всех он (Росстат) остается большим черным ящиком, где сидит одна и та же команда. Что они там делают? Как они считают? Это загадка не только для обывателя, но и поверьте, для руководителей экономического блока правительства», — заявляет аналитик.
Главные проблемы ведомства он видит даже не в методологии, а в плане сбора, обработки и предоставления информации. На сайте Росстата невозможно за пару кликов вытащить ни один ряд. Ведомство явно не ориентировано на общество, для него главные потребители статистики – министерства и правительственный аппарат. Минэк уже два года держит Росстат под своим крылом, но все осталось по-прежнему.
«Если говорить о пересмотре данных, самый скандальный – ряд по промышленному производству, который изменил динамику нескольких последних лет сразу на несколько процентов. Ясно, что поступающие в течение месяца данные не вполне точные, потом поступают уточнения. Зачем копить уточнения несколько лет? Загадка. Еще в начале года была информация о доходах населения, когда Росстат почему-то забыл о разовых выплатах пенсионеров в 2017 году и посчитал в этом году динамику без тех выплат: получился рост, а было падение. Потом он исправился. Не думаю, что изначально был злой умысел – только непонимание того, что нужно обществу», — поясняет эксперт.
О нацпроектах за 23 триллиона
«Газета.Ru» поинтересовалась у Тремасова, насколько нацпроекты могут стимулировать динамику ВВП. По словам премьера Дмитрия Медведева, 23 трлн. руб. на их реализацию правительство имеет. В то же время многие параметры этих проектов остаются неизвестными…
«Мы никаких не знаем! То, что ФОИВы представили на следующий год, насколько я слышал, — сырые предложения. Не факт, что министерства сумеют освоить эти ресурсы», — считает собеседник издания.
Он отмечает: ключевым фактором роста ВВП в долгосрочной перспективе является повышение производительности. Расчеты по экономике США за последнее столетие показали, что рост производительности обеспечил стране свыше 50% роста ВВП. Это же касается и России: авторы доклада Всемирного банка подчеркнули аналогичный тезис относительно динамики производительности как важного показателя потенциального роста.
«Да, рост зависит и от объема капитала в экономике, наша цель – 25%, акцент сделан именно на этом, потому что это проще всего: денег собрали, давайте очередной мост построим. Приведет ли это к увеличению роста ВВП? В предлагаемой правительством конструкции это неочевидно, потому что ресурсы для этих инвестиций изымаются из потребления: повышение пенсионного возраста экономит несколько сотен миллиардов (потом эта экономия увеличивается), повышение НДС обеспечивает допдоходы бюджета порядка 600 млрд руб. Деньги, изымающиеся из потребительского спроса, перебрасываются на инвестиции. Чтобы это привело к серьезному ускорению роста, у этих инвестиций должен быть хороший мультипликативный эффект», — поясняет Тремасов.
Об эффекте можно будет судить после того, как станет известно, во что власти вложат деньги. Известно, государство не всегда является эффективным инвестором, добавляет он. Программы обеспечат положительный эффект, но маловероятно, что вытянут страну на 3-процентный рост ВВП.
Для выхода на подобную траекторию необходимо сконцентрироваться на ускорении производительности в экономике.
«В начале года было смешно слышать, когда Минэк предлагал программы повышения производительности: выберем предприятия-лидеры, рассадим туда команды экспертов, которые станут учить, как повышать производительность. Где вы этих людей найдете? Как вы создадите мотивацию для предприятий? Как вообще охватить всю экономику? Какое ручное управление? Наверное, отрапортуют, что там и там повысилась производительность, но звучит это как имитация деятельности. В отношении этих планов эффекта вообще не будет», — считает эксперт.
Только развитие конкуренции может дать положительный эффект. Власти США никогда не разрабатывали планов по повышению производительности в Кремниевой долине. В конкурентной среде бизнес сам демонстрирует рост производительности, чтобы выжить. Это и есть основная мотивация для деловых людей. Им просто надо дать возможность зарабатывать.
«По факту мы движемся в ином направлении: возможности зарабатывать для частного бизнеса обрезаются везде. Сохраняются хорошие возможности для зарабатывания для крупных структур, выросших из 90-х, а для очень широкого круга предприятий малого и среднего бизнеса создана обратная ситуация», — констатирует аналитик.
О росте ВВП
Кирилл Тремасов прогнозирует рост ВВП на уровне плюс-минус 1%. Причем он склонен полагать, что будет скорее хуже. Утверждения Минфина об отвязке рубля от цены на нефть не вполне соответствует действительности. Так, на коротких временных интервалах он до сих пор иногда повторяет колебания и падает следом за ценами на нефть. Хотя был период, когда нацвалюта вовсе не реагировала. Но по большому счету на ситуацию с рублем всегда влияли два фактора:
- цены на углеводороды;
- общие настроения на развивающихся рынках.
При оттоке капиталов с развивающихся рынок, рубль традиционно идет вниз, невзирая на ситуацию с нефтью.
«Думаю, если нефть уйдет в район $40 за баррель, то корреляция резко возрастет. Даже при цене ниже $50 начнутся кризисные явления: очень резко возрастет давление на рубль, Центробанку придется принимать экстренные меры. Поэтому когда нефть стояла на $80, мы ориентировались на динамику потоков капиталов, потому что допдоходы от дорогой нефти изымались в резервный фонд. При падающей нефти зависимость курса рубля от динамики нефтяных котировок, скорее всего, будет возрастать», — полагает эксперт.
Но если удастся устранить санкционные риски: будет снята неопределенность либо «адские санкции» вообще не будут введены, то при цене нефти $60, курс доллара может даже не превышать 60 рублей.
«Если санкционная тематика будет развиваться в негативном ключе (мы получим санкции на госдолг, несколько банков), то, скорее всего, доллар будет ближе к 80 рублям», — предрекает Тремасов.
Под конец года вырисовалась не слишком позитивная картина с нефтью. На фоне замедления мировой экономики спрос на углеводороды падает. К тому же развитие американской сланцевой отрасли превзошло ожидания. В 2019-м США готовятся запускать новые трубопроводы с месторождений сланцевого газа, поэтому увеличатся возможности для его сбыта. Эти факторы привели к смятению в рядах ОПЕК+, неготовности членов картеля резко сокращать добычу.
«Поэтому на нефтяном рынке есть риски дисбалансов и серьезного падения цен. $40 за баррель в следующем году меня совсем не удивят», — признается эксперт.
Он добавляет, что не следует также забывать о «черных лебедях». Их суть в том, что о них никто не думает и не представляет. Также модно рассуждать о теме изменения климата, но эта проблема считается одной из ключевых и долгосрочных, но она, скорее, интересна для ученых, она быстро не проявляется.
«Думаю, что самые главные риски для мира – это риски, связанные с традиционными войнами. Эти риски никто сейчас не закладывает, но это может «выстрелить» и привести к драматическим последствиям», — заключает Кирилл Тремасов.
- Ваш комментарий будет первым...