В России отсутствуют механизмы, позволяющие населению принимать участие в масштабных инфраструктурных проектах. Но все же частный инвестор способен заработать за счет косвенных эффектов от реализации нацпроектов.
Опубликованный правительством план реализации майского указа президента представляет собой список мероприятий, которые будут проводиться в рамках 13-ти национальных проектов. До 2024 года они суммарно оцениваются в 25,7 трлн. руб. Это порядка 5,1 трлн. руб. в год, а если разделить на каждого работающего россиянина (по данным Росстата – 76 млн.), то по 67 тысяч или порядка двух средних зарплат, пишет Андрей Шульга для Forbes.
Проекты без частных капиталов
Могут ли обычные россияне получить реальный доход от реализации столь масштабных и затратных планов? Причем заработать материально, а не в виде улучшения экологической обстановки, повышения уровня образования, здравоохранения и т.д.
Властями предусмотрены грандиозные инфраструктурные проекты, но в то же время нет эффективных инструментов, позволяющих присоединиться к ним частным инвесторам. К тому же на фоне бесконечных дискуссий о возможности выпуска инфраструктурных облигаций для «частников» вряд ли стоит ожидать появления таких механизмов в обозримой перспективе.
Создается ощущение, что правительство попросту не заинтересовано в создании инфраструктуры рынка. Проще строить модель «роста сверху», т.е. вкладывать бюджетные деньги или же точечно работать с солидными инвесторами, именуемыми в народе олигархами.
Придется стать аналитиком
Но все же прямое инвестирование – не единственный путь для вложений. Масштабные программы обычно доводятся до конца, пусть даже за счет финансового и административного ресурса самого государства. Следовательно, у частного инвестора имеются шансы заработать хотя бы за счет сопутствующих эффектов от реализации проектов. Но для начала необходимо научиться анализировать планы государства и их последствия.
Национальные проекты – слишком объемная тема, которую можно сравнить с докторской диссертацией. Поэтому Шульга решил остановиться лишь на паре примеров.
В пункте №1 раздела «Жилье и городская среда» говорится об обеспечении семей со средним достатком доступным жильем, в т.ч. за счет выдачи ипотеки.
«Предполагается, что средний уровень ставки по ипотечному кредиту упадет с 10,6% годовых в 2018 году до 7,9% годовых к 2024 году. При этом бюджет соответствующего подраздела нацпроекта нулевой, то есть никаких дотаций или субсидирования процентных ставок не будет, они должны прийти к такому значению рыночным путем. Очевидно, что это может произойти только в случае серьезного падения ставок по всем рыночным финансовым инструментам», — констатирует автор материала.
Нет стопроцентной гарантии, что монетарным властям удастся этого добиться, но при желании можно воплотить планы в реальность. За два предыдущих года ЦБ продемонстрировал способность эффективно бороться с инфляцией и снижать ставки в экономике на фоне фактической заморозки зарплат и расходов бюджета на «социалку». Так что опыт может быть повторен.
Стратегические планы
Стратегия инвестора выглядит очевидной: следует приобретать рублевые облигации с долгими сроками обращения. Можно использовать один из вариантов:
- долгосрочный план – с фиксацией высокой доходности вложений, пока ставки не начали опускаться;
- среднесрочный – выгодно продать облигации, как только ставки упадут.
Другой привлекательный проект – «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с 5-летним бюджетом в 4,78 трлн. руб. Причем львиная доля средств – 4,44 триллиона предназначены непосредственно на строительство и улучшение региональных дорог.
Развитие дорожной сети обернется повышением стоимости недвижимости, ведь за счет улучшения транспортной доступности будет расти и бизнес-активность. Сам автор не разделяет маниакальной страсти соотечественников вкладываться в жилую недвижимость и землю, но потенциальным инвесторам советует рассматривать именно такие перспективные районы. В правительственном документе не детализирован перечень дорог, поэтому придется отслеживать информацию на региональном уровне.
Подобная ситуация и с проектом по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры, стоимостью 6,35 трлн. руб. Это касается:
- автомагистралей;
- ж/д сообщения;
- водного транспорта;
- региональной авиации.
Самая крупная статья расходов – «Коммуникации между центрами экономического роста» (1,71 трлн. руб.). Практикой доказано, что улучшение коммуникаций между агломерациями ускоряет их развитие, одновременно с которым цены на недвижимость пойдут вверх.
Тем, кто предпочитает более ликвидные вложения, автор советует обратить внимание на акции региональных энергетических компаний. При активизации бизнеса их выручка начнет, что автоматически улучшит финансовые показатели.
Критическое мышление
Экономические инициативы и планы властей следует оценивать разносторонне: можно одобрять, критиковать, обсуждать, что всегда лишь на пользу обществу. Но не стоит забывать, что практически любая инициированная «сверху» программа предоставляет частному инвестору шанс заработать.
«Надо лишь начать внимательно следить за событиями и анализировать последствия принимаемых властями решений», — заключает Андрей Шульга.
Откройте индивидуальный инвестиционный счет и получайте от государства доход в виде налогового вычета.
Отсутствие механизмов финансового взаимодействия населения и государства в национальных проектах — безусловно прискорбный факт.