Депутаты Госдумы намерены запретить операторам сервисов изымать средства граждан с неактивных электронных кошельков. Пока же большинство договоров оферты позволяет обнуление, следовательно, не противоречит нормам. Инициативу парламентариев внести поправки в соответствующий закон поддерживает и Банк России.
Побудительная причина
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков называет целью поправок к закону о национальной платежной системе – пресечение практики изъятия средств операторами при неактивности электронного платежного средства, пишет «Коммерсант». В ЦБ в свою очередь сообщили: с учетом негативной практики они готовы рассмотреть законодательную инициативу по изменению действующих норм для усиления защиты прав потребителей.
Основанием для беспокойства законодателей стали многочисленные жалобы граждан на списание всех средств в пользу оператора со «спящих» электронных кошельков. Портал Banki.ru в ходе анализа жалоб потребителей финансовых услуг установил, что владельцы теряют от 100 руб. до максимально возможной суммы для неперсонифицированного кошелька -15 тысяч.
Тройка «рекордсменов»
Многие утратившие средства ранее использовали кошельки для редких онлайн-покупок, таких как расчеты за услуги на школьном портале. Претензии в основном связаны с кошельками «Яндекс.Деньги, Qiwi и «Рапида», Однако изъятие происходило на основе публичной оферты, предусматривающей обнуление кошелька в случае неактивности владельца. Правда, условие списания во всех трех случаях «пряталось» между иными пунктами:
- в Qiwi – через 6 месяцев;
- в «Рапиде» — через год;
- в «Яндекс-Деньги» — спустя 2 года.
Эксперты также отметили: на «Рапиде» ссылка на оферту появляется в начале регистрации, тогда как у кошельков «Яндекса» и Qiwi – на финальной стадии, когда клиенту предлагается придумать пароль или ввести код подтверждения из СМС. При этом операторы сервисов не видят в своих действиях нарушений прав пользователей.
В пресс-службе банка Qiwi пояснили, что «»расходуют свои процессинговые мощности и несут издержки на учет и обслуживание учетных записей, которые не используются». Списание средств в этом случае вполне логично и не нарушает законодательства.
В «Яндекс.Деньги» заявили, что клиента заранее информируют предстоящем через 30 дней списании с электронного кошелька абонентской платы. Владелец имеет возможность сохранить средства путем перевода кошелька в режим «активный» и проведения операции.
«В момент открытия кошелька мы показываем информацию, актуальную для тех, кто только открывает кошелек, а значит, планирует им пользоваться, — пояснили в пресс-службе, добавив, что условия «Яндекс.Деньги» прописаны и в оферте, и в разделе юридической информации.
Об этике, внимательности и ограничениях
По мнению директора по развитию WebMoney Петра Дарахвелидзе, взимание огромных комиссий с неактивных кошельков не должно быть обязательным условием использования электронного средства платежа.
«Мы считаем изъятие средств неактивного клиента неэтичным, хотя это и не является незаконным, у нас средства можно забрать в любой момент», — констатирует Дарахвелидзе.
Глава думского комитета по финрынкам Анатолий Аксаков считает необходимым законодательно ограничить размер комиссий, чтобы они не оборачивались для владельца полной потерей электронных средств.
Правозащитники и юристы указывают, что такое значительное условие не должно быть затеряно среди иных пунктов оферты.
«Необходимо продумать вопрос законодательных поправок, которые выведут существенные условия договора из рамок публичной оферты, которая меняется в одностороннем порядке,— отмечает Евгения Лазарева, исполнительный директор проекта ОНФ «За права заемщиков».
Потенциальный потребитель финансовой услуги должен четко понимать, под чем подписывается, добавляет Лазарева.
Руководитель АК «Корчаго и партнеры» напоминает: при потребительском кредитовании наиболее важные условия договора выделены таким образом, что их просто невозможно не заметить. Операторам кошельков по аналогии с банкирами необходимо доводить до потребителя важные сведения, даже если свобода договора позволяет устанавливать комиссии вплоть до полного изъятия средств.
«Потому положения по неактивным кошелькам необходимо вынести в отдельный договор, пусть это и будет договор присоединения, где потребитель даст свое однозначное согласие на изъятие денег в случае неактивности», — резюмирует Евгений Корчаго.
Но до решения проблемы на законодательном уровне владельцам кошельков остается уповать лишь на собственную внимательность при ознакомлении с условиями использования электронных платежных средств. У ЦБ отсутствуют полномочия по урегулированию споров, которые возникают между потребителем и финансовой организацией после заключения гражданского договора.
Очень странно, что Госдума задумалась о том, как пресечь практику обнуления электронных кошельков. В то время, как больше половины страны подписывает бумаги на кредиты не глядя. А потом кричат, что их обманули. О каких электронных кошельках может идти речь? Нужны курсы Ликбеза! Даешь Ликбез народу!
Удивительно, но впервые за много времени, хоть какая-то адекватная инициатива появилась в Госдуме. Такие блокировки, на самом деле, иначе как мошенничеством и не назовешь. Не очень правда понятно, как ЦБ, что надзирает за этими НКО, не принимал никаких санкций по поводу подобных блокировок.
Я даже не знала, что могут снимать деньги за неактивный кошелек. А у меня киви-кошелек не так часто и используется! Такой законопроект очень нужен и он реально защитит права людей.
Я как активный пользователь электронных кошельков только за этот проект и думаю, что такой закон нужен.