Эксперты базирующегося в Вашингтоне Всемирного банка (ВБ) в очередном докладе отметили низкий коэффициент достаточности банковского сектора РФ и одновременно более высокий коэффициент просроченных кредитов, чем в иных развивающихся странах. Видимо, в США рассчитывают, что российское правительство в конечном итоге сделает из державы подобие центральноафриканской страны.
«С другой стороны, национальные проекты, направленные на укрепление человеческого капитала и повышение производительности труда, в случае их успешной реализации, могут положительно повлиять на потенциал роста России в среднесрочной перспективе», — цитирует «Свободная Пресса» доклад ВБ.
ВБ приветствует лишь чужие мега-проекты
После ознакомления с составленным аналитиками ВБ документом создается впечатление, что возглавляемое Дмитрием Медведевым правительство нашло единственный верный способ для преодоления кризиса. Появляется надежда, что российскому кабмину удастся вывести страну в число мировых лидеров.
Однако ВБ довольно скептически относится к инфраструктурным мега-проектам в самих США, хотя и нахваливает «медведевские» нацпроекты. Это поясняется долгой реализацией проектов и отсутствием 100-процентных гарантий их окупаемости. В итоге свыше половины американских дорог (53%) находятся в плачевном состоянии, причем с каждым годом их число увеличивается в среднем на 1%. Такая ситуация наблюдается в основном в районах, где компактно проживают самые бедные слои населения.
Зато ведущие американские штаты тратят огромные средства на реальный сектор экономики: IT-отрасль, роботизацию, биотехнику, аэрокосмическую промышленность. Создаются новые рабочие места, а налоги пополняют казну муниципалитетов. В итоге власти на местах улучшают качество жизни земляков.
Ярким примером «прижимистости» американских политиков может служить огромное противодействие президенту, решившему построить стену на границе с Мексикой. Несмотря на массу проблем из-за незаконной миграции, законодатели сочли идею Дональда Трампа неэффективной и расточительной.
Африканский путь
Строительством качественного инфраструктурного объекта дело не ограничивается: долгое время его приходится содержать за счет государства. Вот тут и должны бы пригодиться налогоплательщики с высокими доходами, которые будут пользоваться современными благами цивилизации.
Без поддержки среднего класса отдача от мега-проектов будет сравнима с Африкой. В середине минувшего столетия при подсказках ВБ там реализовывались масштабные гидроэнергетические проекты. По замыслу местных правительств и заокеанских доброжелателей строились плотины Кариба, Акосомбо, Гранд-Инга, которые были призваны модернизировать бедные страны Африки.
Несмотря на то, что эксперты ВБ обещали, что обязательно, причем быстро, произойдет «укрепление человеческого капитала и повышение производительности труда», бенефициарами Кариба, Акосомбо и Гранд-Инга стали олигархи, владеющие горнодобывающими компаниями и алюминиевыми заводами, в то время как основные слои населения Африки остались нищими, напоминает «Свободная Пресса». В итоге дивиденды получил Запад, а зарплаты местных строителей были потрачены на импортный ширпотреб.
В итоге в Конго 85% энергии потребляют высоковольтные предприятия, а доступ к бытовой электроэнергии – лишь 10% «элитного населения». На преодоление неэффективных правительственных решений, подсказанных функционерами ВБ, потребовались десятилетия. Сейчас расположенные южнее Сахары страны строят промпредприятия и параллельно вводят в строй солнечные и ветряные станции. Таким образом предприятия обеспечивают заказами генерирующие компании, а те в свою очередь подают энергию в жилища производственников.
За полтора десятилетия в Африке ввели в эксплуатацию значительно больше тепловых, солнечных и ветряных энергомощностей, чем гидроэнергетических в рамках национальных мега-проектов. Более того, Всемирная комиссия по плотинам после анализа эффективности финансируемых ВБ гигантских строек фактически констатировала провал. Оказалось, что в условиях коррумпированных правительств крупные и сложные проекты обходятся гораздо дороже и строятся дольше. В результате мега-гидротехника превратилась в тормоз развития африканской экономики.
Поскольку в смысле казнокрадства и качества управления наша держава недалеко ушла от Черного Континента, можно смело начальные сметы доморощенных нацпроектов умножать на два, а также прибавлять несколько лет к намеченным датам ввода в эксплуатацию, пишет «СП». Примеров и у нас предостаточно: Олимпиада-2014, космодром «Восточный» и т.д.
Кто будет финансировать инфраструктуру?
После реализации грандиозных нацпроектов непременно возникнет вопрос по финансированию эксплуатации новой инфраструктуры. Даже обществу со свободным предпринимательством и опытными профессионалами требуются десятки лет, чтобы бизнес освоил новые возможности и начал платить достаточные суммы налогов, позволяющие выйти на самоокупаемость инвестиций. Без этого в стране появится очередная гигантская статья расходов. Но можно и не платить – со временем объекты разрушатся сами собой…
Поэтому американские конгрессмены и задаются вопросом: кто будет содержать российскую инфраструктуру? Провластная «Единая Россия» на фоне отсутствия политической конкуренции не имеет подобных вопросов к кабинету Медведева.
Между тем, еще до начала мега-проектов правительству следовало все тщательно просчитать. Но премьер Медведев заявляет, что позиция правительства заключается в достижении каких-то результатов и полном разворачивании работы. Лишь после этого кабмин будет оценивать, насколько утвержденные пропорции финансирования отвечают целям нацпроектов или напротив – не отвечают…
То есть вначале «полностью развернуть работу», и уже потом — «оценить, насколько пропорции финансирования… отвечают целям национальных проектов и национальных целей или, наоборот, не отвечают». И вообще — «достичь каких-то результатов», указывает «СП». Даже Трамп не может позволить себе таких оригинальных высказываний.
Эксперимент за 4 триллиона
Отечественные высокие чины фактически «лезут в воду, не зная броду», и даже не скрывают этого. Мало того, они еще и народ тянут за собой в болото. Зато эксперты Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте уже дали оценку по нацпроекту «Экология» — одному из самых проработанных. В майском докладе «Мониторинг экономической ситуации в РФ» говорится:
«Вызывает опасения законодательно закрепляемое снижение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений по ряду опасных веществ, в частности, по метилмеркаптану. Такие действия повышают риски искусственного улучшения статистики при прежних объемах выбросов».
Ученые отмечают: в итоговую версию паспорта нацпроекта «Экология» не включен ни один целевой показатель для мониторинга биоразнообразия. Таким образом состояние экосистем и отдельных популяций невозможно будет оценивать.
«Есть опасения, что показатель доли твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме ТКО, не будет достигнут, так как не реализована система обязательного раздельного накопления и сбора отходов», — говорится в заключении РАНХиГС.
Для полноты картины издание приводит стоимость нацпроекта «Экология». Чиновничий эксперимент обойдется россиянам в 4 трлн. руб., которые весьма вероятно, окажутся брошенными в топку неэффективного управления и казнокрадства. И это лишь один из мега-прожектов правительства Медведева.
Интересно, что на родине доморощенные проекты критикуют даже прокремлевские эксперты. Зато Всемирный банк считает их практически палочкой-выручалочкой. Справедливости ради следует отметить, что в США действительно ожидают положительный результат от российских нацпроектов, но лишь «в случае их успешной реализации».
- Ваш комментарий будет первым...