Министр финансов РФ назвал нереалистичным предложение социального блока, касающееся фиксации в бюджете трат на здравоохранение и образование. По словам Антона Силуанова, идея установить расходы в процентах от ВВП либо от общих затрат является «идеологически неприемлемой».
Предложение социального блока заключалось в ведении некоего «бюджетного правила» на социальные расходы. Иными словами, в установке определенной планки, ниже которой правительство не должно финансировать расходы на нужды медицины и образования, пишет РБК.
«Мы должны в перспективе защитить социальные расходы. Расходы на образование, расходы на здравоохранение и те расходы, от которых зависит развитие человеческого капитала. Для нас это является принципиальным», — в начале лета заявляла вице-премьер Ольга Голодец, уточняя, что на эти цели не хватает около 1,5% ВВП.
По оценкам Минфина, в уходящем году федеральным центром, регионами и внебюджетными фондами на здравоохранение направлено суммарно 3,8%, немного меньше получили структуры образования – 3,6% ВВП. Исходя из этого, вице-премьер считает минимально приемлемой планкой для соцрасходов – 5% от ВВП (правда, Голодец не озвучила цифры).
Идея о закреплении расходов на человеческий капитал с привязкой к ВВП имеется в некоторых предвыборных программах оппозиционеров.
«Если говорить о фиксации каких-то расходов на те или иные цели, мы сильно выступаем против такого, потому что у нас объем бюджета в процентах к ВВП сокращается. Если посмотрим, то из года в год доля перераспределяемых через бюджетную систему ресурсов снижается, в том числе это касается и федерального бюджета, поэтому фиксация каких-то расходов в процентом отношении к ВВП идеологически просто неприемлема», — констатирует глава Минфина.
По мнению Силуанова, фиксация не может быть правилом в сфере социальных расходов, поскольку она препятствует проведению бюджетных маневров. Бюджет следует формировать не на базе запланированных трат, а на основе целей, форм и преобразований.
Министр отметил, что социальное «бюджетное правило» серьезно не обсуждалось ни в Кремле, ни на правительственном уровне.
«Я уверен, что они [такие предложения] не будут учитываться в программных документах, потому что это идеологически неверно», — заключил глава финансового ведомства.
В 2018-м расходы бюджетной системы в целом на здравоохранение составят 4,1% ВВП, в 2019-м – 3,9%, в 2020-м – 3,8% ВВП; на образование – 3,6% ВВП, в 2019 и 2020 годах – по 3,5%. Следует отметить, что в России образование и медицина в основном финансируются на уровне региональных бюджетов.
Товарищи чиновники и министры, «бюджетные правила» плохо работают. Образование и медицина нуждаются в большем финансировании. Долго ещё учителя будут работать на голом энтузиазме, а больным детям будем собирать деньги на лечение всем миром?!
Кроме трат из бюджетной системы в процентном соотношении на здравоохранение и образование, параллельно необходим жесточайший контроль расхода данных средств. И полностью этих выделенных денег хватит, если в министерствах не будет оседать часть выделенных средств, главврачи и директора не будут рисовать себе и приближённым заоблачных зарплат, а остатки выплачивать своим сотрудникам.