Новый состав правительства Дмитрия Медведева определился с ключевыми нацпроектами на 2018-2024 годы. Основными приоритетами российского руководства станут — борьба с онкологией, развитие цифровых линий и обустройство городских дорог.
Новая программа кабмина вызывает ассоциацию с нацпроектами времен президентства Медведева (2008-2012 г.). На развитие 13 ныне существующих проектов будет выделено 25 трлн. руб., рассказывает «Коммерсант». Самые крупные расходы предусмотрены на:
- онкологическую программу;
- обеспечение школ и госсектора цифровой связью;
- ремонт дорог в мегаполисах;
- инвестиции в программное обеспечение для «цифрового государства».
Ежегодно на финансирование каждой из программ будет дополнительно выделяться по 150-200 млрд. руб. Покрыть расходы государству поможет экономия от повышения пенсионного возраста.
В день инаугурации 7 мая президент Владимир Путин определил национальные цели развития в своем очередном «майском указе». Дмитрий Медведев при очередном назначении на должность председателя правительства также частично озвучил приоритеты. Рабочие материалы для обеспечения программы разрабатывали специалисты Минфина и Минэкономики.
Дорогие нацпроекты
Известно, что сумма расходов по 13 нацпроектам на 2019-2014 годы составит 25,01 трлн. руб. В бюджетной конструкции уже предусмотрены 17,06 триллиона (по 2,8 трлн. руб. на год). Остается найти недостающие 7,99 трлн. руб. (примерно по 1,3 трлн. в год).
Несмотря на крупные цифры, перераспределение бюджетных расходов составит порядка 7,8% от объема федеральных расходов. В основном реализация нацпроектов предполагает федеральное финансирование (или до 4% консолидированных расходов). Перераспределение будет производиться в рамках «бюджетного правила», поэтому план более масштабный, чем нацпроекты 2008-2012 годов.
На протяжении 2015-2018 годов госказна снижала расходы на экономику и оборонный сектор. В следующие 6 лет, помимо этих сфер, оптимизация затронет также сэкономленные госбюджетом средства от пенсионной реформы. При повышении возраста для выхода на заслуженный отдых на 5 лет с 2019-го удастся оплатить значительную часть нацпроектов за счет экономии на потенциальных пенсионерах. Попутно удастся избежать волны сокращений в госэкономике и ОПК.
В профильных министерствах сверстаны базовые параметры новых госпрограмм в денежном исчислении до 2024 года. Крупнейшими среди нацпроектов являются:
- автодорожный — 8,42 трлн. руб;
- демографический — 3,55 трлн. руб;
- инфраструктурный — 1,79 трлн. руб;
- проект «цифровой экономики» — 1,31 трлн. руб.
В абсолютных цифрах в течение 6 лет больше всего средств будет направлено:
- на медицину — 1,33 трлн. руб;
- на дороги — 1,24 трлн. руб;
- на «цифровую экономику» — 1,01 трлн. руб.
Идеология новых госпрограмм аналогична предыдущим, где ставка делалась на закупки оборудования, капитальные вложения и госзаказы.
Нацпроект по здравоохранению
Значительно выделяется на общем фоне нацпроект по здравоохранению. Этот сектор в основном финансируется системой ОМС вне госбюджета, поэтому по цифрам Минфина сложно судить о масштабности планов. Но все же размах впечатляет.
Так, в 2019-м медицина, помимо плановых 48,4 млрд. руб., получит дополнительно 208,7 миллиарда. Наибольшие расхода (305,7 млрд. руб.) запланированы на 2020-й, после которого они снизятся до 225-250 млрд. руб. в год. Главной статьей расходов станет борьба с онкозаболеваниями: в 2019 году – 117,4 млрд. руб. с ежегодным увеличением суммы. В 2021-м расходы достигнут пика – 193,4 млрд. руб., затем цифра будет стабильна – до 162 млрд. руб. каждый год.
Порядка 30 млрд. руб. дополнительно поступят на лечение сердечно-сосудистых заболеваний. Также крупная сумма будет выделена на цифровизацию здравоохранения.
Реальным эффектом должно стать снижение смертности от онкологических заболеваний за счет введения в практику стандартных протоколов лечения, пишет «Ъ». —
Нацпроект по образованию
На обучение россиян предусмотрено гораздо меньше средств. До 2021-го финансирование составит порядка 140-150 миллиардов в год (сейчас 80 миллиардов). Самыми крупными статьями расходов будут:
- достройка новых школ и общежитий;
- проект «Цифровая школа» (цифровизация учебников, курсов).
Демографический нацпроект
В течение 2019-2020 годов утроятся расходы на строительство яслей для малышей возрастом до 3 лет. Предполагается, что это позволит устранить дефицит свободных мест.
Нацпроект «Жилье и городская среда»
Основные средства будут направлены на технологии стандартизированного жилья и «комфортную городскую среду», расходы на которую удвоятся (до 60 млрд. руб. год). Таким образом власти рассчитывают покрыть социальный запрос на «нестоличную урбанистику».
В то же время на расселение жильцов из аварийного жилья предполагается лишь по 50,6 млрд. руб. ежегодно, Но даже эта небольшая сумма пока еще под вопросом.
«Международная кооперация и экспорт»
Программа предусматривает постоянное финансирование деятельности Российского экспортного центра, а также значительно увеличение расходов на стимулирование экспорта. В 2019-м на эти цели будет выделено до 150 млрд. руб. против нынешних 81 млрд.
Главной проблемой проекта являются запросы аграриев на ежегодные субсидии суммой до 27 млрд. руб. Похоже, правительство намерено отказать Минсельхозу в поддержке.
Поддержка производительности труда и МСП
С 2019-го бюджет программы поддержки производительности труда вырастет почти десятикратно, но все равно он окажется незначительным – 11,1 млрд. руб. Такая сумма будет ежегодно направляться для субсидирования посредством Фонда развития промышленности и подготовки кадров.
На программу развития малого и среднего предпринимательства (МСП) также в 2019-м будет выделена относительно небольшая сумма – 111,8 млрд. руб. Причем половина дополнительных средств уйдет институтам развития: МСП-банку, «Корпорации МСП» и т.д. Зато господдержка для фермеров вырастет почти двукратно – до 39 млрд. руб. ежегодно.
Нацпроекты по дорогам и экологии
Программа довольно амбициозная, с солидным финансированием: в 2019-м на ремонт дорожного полотна в 68 российских мегаполисах (за исключением Москвы и Петербурга) планируется выделить 133 млрд. руб.
Проект по экологии также предполагает почти четырехкратное увеличение расходов на оперативное решение проблем с мусором – до 20-25 млрд. в год. Среди других задач:
- улучшение ситуации с экологией в 12 центрах нефтепереработки и металлургии: расходы вырастут в 20 раз (до 20-25 млрд. руб.);
- решение проблем с питьевой водой (по всей стране с 2020 г.).
«Цифровой» нацпроект и проект по науке
Расходы на «цифровой» проект высокие даже без дополнительного финансирования, что обусловлено быстрыми вложениями в цифровую широкополосную связь для госсектора, школ, больниц, а также софт для госструктур. Но в 2019-м в «цифру» направят и значительную часть допрасходов (158 млрд. руб.). Эти траты, видимо, призваны стать инвестициями в будущее «цифровое государство».
Нацпроект по науке – довольно компактный, он не позволит даже частично решить проблемы НИИ и системы РАН. Расходы в основном будут касаться обновления приборной базы:
- 2019–2022 — по 15–20 млрд. руб. в год,
- 2023–2024 – по 25–30 млрд. руб.,
«Инфраструктурный» проект
Главные расходы предусмотрены на финансирование скоростных контейнерных перевозок по территории РФ. Однако пока проблемой остается отсутствие средств на развитие самих скоростных железных дорог и водных путей.
Культурный нацпроект
Дополнительное финансирование госпрограммы коснется в основном ремонта музеев, выставочных центров, концертных и театральных залов. На эти цели будет ежегодно выделяться по 10 млрд. руб.
Сумма средств на ремонт сельских клубов и муниципальных библиотек со следующего года возрастет почти вдвое – до 4,9 млрд. руб. против нынешних 2,9 миллиарда. Утроится поддержка «укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов РФ» — до 3,1 млрд. руб. Подобных коррупциногенных мест в новых госпрограммах визуально не меньше, чем в предыдущих (2008-2012).
Но все же нацпроекты, рассчитанные до 2024 года явно масштабнее, хотя без политических и институциональных реформ они не будут иметь твердого имиджевого эффекта. Особенно если ценой их выполнения станет повышение возрастной планки для выхода на пенсию.
Стоит отметить, что в прошлом раунде самыми успешными были медицинский и аграрный нацпроекты. Эффект от последнего был отложенным во времени, но в последние годы его результаты впечатляют.
В общем обо всем хорошем и ни о чем конкретном… Да и были уже национальные проекты в 2008 году, которые в небытие канули… Медведев на их волне в Кремль вошел…
Возраст выхода на пенсию повысят точно! Бюджет распилят — точно! А вот насечет результатов очень сомнительно.
Разве возможно в жизни выделить приоритеты. Всё должно развиваться гармонично. Нельзя достигать одной цели за счёт другой.
Какая-то горькая ирония, когда деньги на онкологические программы будут зарабатывать увеличением пенсионного возраста. Могли бы и получше что-то придумать, чем в очередной раз обстригать доходы ветеранов труда.
Это стандартная предвыборная программа, хотя речь о выборах не идет. Очень хотелось бы, чтобы правительство справилось на процентов 30, с поставленными заданиями.
Были когда-то пятилетки, теперь шестилетки. Очередные лозунги вместо реальной работы. А чем «в прошлом раунде самым успешным был медицинский нацпроект»? Все уже забыли доклад Голиковой, согласно которому «в 31% российских медицинских учреждений нет водопровода, в 35,5% – канализации, в 40,5% – центрального отопления»? Вот и пригодились технологии. Теперь сделать учебники цифровыми намного легче, чем провести воду в больницу.
Я понимаю конечно, что политики говорят общими фразами, зачастую малопонятными. Наверное для того, чтобы потом легче было объяснять почему программа не выполнена. Что означает например — поддержка производительности труда?