Акционеры и прежнее руководство «Югры» еще надеются на спасение банка, входящего в топ-30 крупнейших российских финансовых учреждений. В июле Центробанк практически насильственно лишил его права на существование. Чиновники даже не посчитали нужным представить более-менее правдоподобную легенду о несостоятельности «Югры».
В конце октября дело «Югры» будет рассмотрено столичным арбитражом, который вынесет свой вердикт. А пока бывший президент Александр Нефедов решил через СМИ донести до общественности правду о том, что скрывается за скандальным решением регулятора, пишет «Русская планета».
Внезапный интерес регулятора
В интервью «Ленте» экс-глава «Югры» указал на связь между вхождением его банка в сотню лучших в России и внезапно проснувшимся интересов к нему со стороны ЦБ. В самом банке к вниманию регулятора отнеслись с пониманием, даже кабинеты выделили для его сотрудников. Однако с тех пор началось сканирование каждого выдаваемого кредита. Случалось в офисе присутствовали до 40 сотрудников ЦБ и Агентства по страхованию вкладов одновременно.
«За последний год проверки ЦБ в общей сложности заняли полгода, — говорит Нефедов. — Они проверяли на наличие забалансовых вкладов, несоответствия реестра вкладчиков, были ли «тайные» вкладчики. Никаких нарушений в нашей деятельности не обнаружено.
Мало того, «Югра» не просто выполняла показатели по ликвидности и капиталу, но и перевыполняла нормативы, спущенные сверху. Ни о каких сложностях речь не шла, хотя проверяющие чуть ли не «через лупу» проверяли всю отчетность.
«Хочу обратить внимание на то, что на протяжении последних лет претензий у регулятора не было, — продолжает бывший глава «Югры». — Было огромное количество предписаний о создании резервов. Причем размер предписаний только рос. В прошлом году по выданным кредитам были созданы достаточно большие резервы. В этом году, по мнению регулятора, эти кредиты внезапно стали плохими, хотя они обслуживаются, а залоговое обеспечение по ним только росло. Для справки, только за последний год размер залогов по кредитному портфелю вырос на 88 миллиардов рублей и составил более 270 миллиардов.
«Ход конем»
Менеджмент «Югры» безропотно исполнял даже казавшиеся бредовыми требования регулятора. Так, вечером 6 июля пришло предписание создать дополнительные резервы и сдать отчет в 15 часам следующего дня. Несмотря ни на что банк выполнил требование и вовремя рапортовал наверх.
Видимо поняв бесперспективность разрушить «монолит» финансово-юридическим крючкотворством, Цетробанк решил сделать «ход конем» — и ввел временную администрацию.
«Всего за последние два года банк получил порядка 18 предписаний на общую сумму свыше 70 миллиардов рублей, — говорит экс-СЕО «Югры». — Мы все их выполнили в полном объеме. Сам размер кредитного портфеля по состоянию на 10 июля, на дату входа временной администрации АСВ, составлял порядка 270 миллиардов рублей. На 1 июля объем резервов составил 33 процента от портфеля кредитов при достаточно высоком уровне обеспеченности — более 82 процентов. Это необоснованные суммы, тем более что практически все кредиты в банке нормально обслуживаются. Согласитесь, этот показатель существенно выше среднерыночных. Это может говорить о чрезмерно жестком отношении регулятора к кредитам в «Югре».
Причем просьбы руководства банка о встрече с регулятором для прояснения ситуации и возможного составления «дорожной карты» были начисто проигнорированы.
«Никакого обсуждения показателей Югры с руководством и собственниками банка не было, — сетует Нефедов. — Временная администрация АСВ и ЦБ также не запрашивала никаких документов, из этого можно сделать вывод, что данные по показателям особо не интересовали временных управленцев, основной задачей которых стало полное уничтожение банка.
Дальше – больше
Одно нарушение влечет за собой следующее. Персонал «Югры» был отправлен «в простой» с 40-процентной выплатой зарплаты. При этом Трудовым кодексом вынужденный простой определяется как то же рабочее время, с сохранением полного ежемесячного жалованья. Дальше – больше. Временная администрация организовала вывоз оргтехники и мебели из отделений «Югры» и только вмешательство правоохранителей помешало чиновникам оставить банк с голыми стенами. Но разорение все же состоялось.
«До введения временной администрации капитал «Югры» составлял 33 миллиарда рублей, — говорит Нефедов. — Спустя две недели «работы» назначенцев АСВ обнаружилась дыра размером 7 миллиардов рублей. За первые три дня они перевели часть средств на резервы и сделали переоценку стоимости недвижимости, находящейся в залоге. В результате капитал банка достиг отрицательного значения в минус 4,3 миллиарда рублей, что уже могло стать основанием для отзыва лицензии.
По мнению экс-руководителя, видимо минус в 4,3 миллиарда сочли недостаточно серьезным, поэтому вскоре вышли приказы за подписью Дмитрия Онегина о переоценке активов и создании резервов. Буквально за пару недель положительный капитал банка был переоценен в минус 7 млрд. руб. Кроме того, в начале августа (лицензия уже была отозвана) временная администрация в очередной раз начислила активы разоренному банку. Сегодня дыра в капитале оценивается в 32 млрд. руб., констатирует Нефедов.
- Ваш комментарий будет первым...