В течение нынешней недели три инвестбанка ухудшили экономический прогноз для России из-за санкционного давления США. Дальнейшее ужесточение мер способно погрузить ее в рецессию, предупреждают аналитики Morgan Stanley.
Санкции тормозят развитие
Аналитики Morgan Stanley в полугодовом прогнозе по странам CEEMEA (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток, Африка) отмечают: усиление санкций в отношении системообразующих госкомпаний России приведет к экономическому спаду. В результате ВВП до конца года снизится на 0,5%. Причем высокие цены на нефть (до $70) не смогут нивелировать негативный эффект, рассказывает РБК.
«Учитывая более высокую неопределенность в отношении прогноза по санкциям, мы видим более негативный «медвежий» сценарий с сокращением [ВВП] на 0,5% [в годовом выражении] в случае внесения некоторых российских системообразующих госкомпаний в список SDN (санкционный список. — РБК)», — говорится в аналитическом обзоре, без уточнения предприятий, на которые могут расшириться ограничения.
По мнению экономиста Danske Bank Владимира Миклашевского, наиболее сильное воздействие на экономику РФ способны оказать жесткие ограничения по иранскому сценарию. Речь о запрете экспорта нефти, нефтепродуктов, металлов, сельхозпродукции и др. В этом случае вполне вероятна рецессия в диапазоне 0,2-0,5%.
Главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой соглашается, что при расширении санкций можно ожидать любого эффекта. В то же время вряд ли они затронут нефтегазовый сектор, поскольку ограничения автоматически отразятся на глобальных рынках. Вероятно, ужесточение может коснуться российских металлургов, транспортного сектора и производителей удобрений.
«Важно, о каких компаниях идет речь, о каком количестве, каков будет сценарий санкций: такие как против «Русала» или такие как были до этого в отношении банков и госкомпаний», — поясняет Полевой.
В Nordea Bank пока исключают рецессию, хотя согласны: дополнительные санкции будут сдерживать экономический рост, постепенно опуская его ниже 1%. Таким образом отставание России от мировой экономики будет лишь закрепляться. Наихудший прогноз на перспективу заключается в ограничении темпов роста из-за неопределенности и слабых стимулов к частным инвестициям, считает экономист банка Татьяна Евдокимова.
Миклашевский добавляет, что ожидание расширения санкций уже сдерживает иностранный бизнес от вложения капиталов в Россию. В таких условиях значительную поддержку экономике способны оказать мегапроекты.
Базовый подход
В Morgan Stanley отмечают: ситуация с расширением санкций не является их основным сценарием. Но все же аналитики ухудшили базовый прогноз по российской экономике на текущий год, снизив ожидания по росту ВВП на 0,5 п.п. – до 1,8%. Этот инвестбанк стал уже третьим за последние 7 дней из тех, кто стал пессимистичней оценивать возможности России из-за апрельского расширения американских санкций.
Аналитики прогнозируют, что ограничения негативно отразятся на ожиданиях бизнеса. Кроме того:
- вызовут сокращение притока инвестиций в частный сектор;
- увеличат стоимость кредитных средств и премию за риск.
Прогноз относительно инвестиций с основной капитал также снижен на 0,5 п.п. — до 3,4%. Goldman Sachs (GS) ранее снизил свою оценку роста российского ВВП на 2018-й — с 3,3 до 2%, а 16 мая об ухудшении роста экономики РФ заявил и Citi, изменив показатель на 0,3 п.п. — до 2%.
Экономисты Morgan Stanley говорят, что помимо санкций, на пересмотр прогноза повлиял ряд факторов. Среди прочего отмечается, что:
- бюджетное правило (механизм по закупке валюты на сверхдоходы от нефти дороже $40 за баррель) сдерживает положительное влияние дорогой нефти на экономику;
- предвыборное повышение зарплат бюджетникам не привело в увеличению внутреннего потребления. Дополнительные средства в основном идут на погашение долгов и зарубежные онлайн-покупки.
Недостижимые цели
В новом майском указе президент Владимир Путин поставил перед правительством задачу вывести Россию к 2024 году в первую пятерку экономик мира. Для достижения амбициозной цели необходим ежегодный 6-процентный рост, подсчитал глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. В то же время по итогам 2017-го он не превысил 1,5%.
Минэкономразвития ожидает в ближайшие 3 года рост ВВП не выше 3,1%, даже при проведении структурных реформ. По словам и.о. главы ведомства Максима Орешкина, они планируют снизить прогноз по 2018 году, не назвав конкретной цифры (ранее ожидался рост 2,1%). По данным Росстата, по итогам первого квартала ВВП увеличился лишь на 1,3%.
«Я думаю, учитывая не очень хорошую ситуацию в экономике в начале этого года, у нас темп экономического роста будет понижен», — спрогнозировал Орешкин.
В оптимистичном сценарии Morgan Stanley ожидается рост ВВП России более чем на 3%. Но для его реализации требуется снижение напряженности в геополитике и действенные реформы. В этом случае драйвером роста станут инвестиции в коммерческий сектор и повышение производительности труда.
Постепенное ухудшение
В базовом сценарии от Goldman Sachs не ожидается расширения санкций против Москвы в ближайшее время. Однако в долгосрочной перспективе банк прогнозирует ухудшение отношений между Россией и США. Аналитики Citi тоже не ждут усиления давления на россиян в недалеком будущем.
В Morgan Stanley предрекают ускорение инфляции к концу года до 4,1% из-за санкций и девальвации рубля. По прогнозу GS она не превысит 3,3%. Относительно ключевой ставки первый банк прогнозирует до конца года 6,75%, второй – 6,5%.
Дополнительные доходы от продажи углеводородов российские власти направят в Фонд национального благосостояния. При росте цен на нефть ожидается профицит бюджета на уровне 1,5% ВВП, в то время как в 2017-м дефицит составлял 1,4%. В настоящее время в разработанных Минфином поправках к бюджету имеется профицит на уровне 0,4% ВВП, напоминает Morgan Stanley.
Внешнеторговый баланс останется на приемлемом уровне — рост нефтяных котировок на $10 увеличит выручку от экспорта энергоресурсов на $30 млрд, а ослабление рубля сдержит восстановление импорта в этом году. Это должно уменьшить обусловленные санкциями внешние шоки, пишет РБК со ссылкой на аналитиков Morgan Stanley.
Реформы опять откладываются?
Судя по незначительным перестановкам в новом правительстве, в России не ожидается кардинальной перестройки, за исключением пенсионной реформы. Известно, что Минфином и Минтрудом уже разработаны проекты законов, предполагающие повышение пенсионного возраста.
Эффект от обозначенных президентом Владимиром Путиным приоритетов будет ограничен. В Morgan Stanley объясняют свой пессимизм тем, что увеличение трат в одних сферах будет нивелировано сокращением расходов в других секторах либо повышением налогов.
Прогнозирование в экономике так же, как в погоде, нужно в качестве ориентира, конечно. Аналитик или идеолог? Очень много политики в экономике, разные «черные лебеди».
Любые санкции плохо влияют на экономику. Надо думать не о том, как противодействовать санкциям, а о том, как найти компромисс, чтобы их сняли.
Недавняя встреча Путина и Меркель, а так-же заявления лидеров коалиции партий пришедших к власти в Италии внушают определенный оптимизм. Возможный сценарий, что к Сербии, Австрии, Венгрии присоединится Италия, а Германия займет более независимую позицию по санкциям к России. Это снизит негативные последствия санкций и позволит и дальше искать союзников в ЕЭС. Наиболее вероятные из них: Греция, Кипр и Испания, сельское хозяйственное лобби этих стран обеими руками за российские рынки, как и тур. бизнес. Расширение санкций не единственный вариант развития, есть и другие.
Главный компромисс в том, чтобы вводящие эти санкции, поняли бесполезность своей затеи и ощутили трудности на себе. Это и будет стимулом к их отмене.
Надоели уже эти санкции. Хочется верить в лучшее. Прогноз, конечно, пессимистичный. Для экономики губительны санкции. Но думаю механизм противодействия, все же найдут. Жаль, что поиски затягиваются.
В этих прогнозах любопытна мотивировочная часть для оптимистического и пессимистического сценария. Но в целом это больше догадки. Хороший комментарий ниже кто-то написал насчет «черных лебедей».
Мы так низко топчемся, что даже наш нынешний рост уже и есть рецессия. Да и «Росстату» доверия минимум.
Это односторонний и поверхностный анализ, причём многое не озвучивают, потому как во многих отраслях санкции стали подъёмным стимулом, особенно по части своих аграриев.
России нужно импортозамещение, в сельском хозяйстве уже есть подвижки. А вот с другими отраслями будет сложнее.