Действующее определение связанности заемщиков лишь формально учитывает норматив риска на одного заемщика, поэтому некоторые банки обходят данное требование. В связи с этим регулятором разработан целый ряд критериев для выявления взаимосвязи между кредитополучателями.
Банком России представлены 16 критериев определения экономической связи между заемщиками, пишет РБК. Финансовым организациям придется руководствоваться ими при кредитовании для выполнения норматива Н6, который ограничивает размер риска на заемщика либо группу связанных сторон:
- для универсальных банков – не более 25% капитала;
- для банков с базовой лицензией – не более 20%.
Для справки: связанные заемщики – это физические и юридические лица, объединенные таким образом, что при ухудшении платежеспособности одного из них велика вероятность ухудшения финансового положения другого (или других). Эта взаимосвязь может послужить причиной неисполнения кредитных требований перед банком целой группой заемщиков.
В проекте указания регулятора говорится, что заемщики будут считаться связанными при соответствии хотя бы одному из 16 критериев. При выдаче займов финансовым организациям необходимо учитывать связанность сторон, так как ухудшение кредитоспособности одного из получателей может обернуться невыполнением обязательств и другим заемщиком.
В настоящее время при расчете норматива финансисты используют общее определение связанности заемщиков (ст. 64 закона «О Центральном банке»).
Формальный Н6
По словам старшего аналитика Moody’s Семена Исакова, нынешние правила определения заемщиков как взаимосвязанных довольно формальные. Центробанк уделяет проблеме пристальное внимание, но регулирование до сих пор позволяло средним и малым банкам при желании успешно обходить ограничительные требования по концентрации на группу взаимосвязанных кредитополучателей.
«В основном используются сложные цепочки собственников, включая нерезидентов, а также оформление [компаний] на разных физических лиц, которые представляют экономические интересы одного конечного бенефициара», — говорит Исаков.
На проходившем в начале июня в Петербурге Международном финансовом конгрессе глава регулятора Эльвира Набиуллина поднимала вопрос об изменении подходов к расчету обязательного норматива Н6, поскольку высокая концентрация риска на заемщика несет угрозу состоятельности самого банка.
Зампред регулятора Василий Поздышев добавлял, что в расчет Н6 не попадает широкий круг связанных между собой заемщиков. При анализе ситуации в лопнувших кредитных организациях оказалось, что банкиры зачастую фиктивно соблюдали требования регулятора, нарушая норматив Н6.
Аналитик S&P Роман Рыбалкин согласен с мнением руководства ЦБ: высокая концентрация бизнес-рисков нередко оборачивается банкротством даже в тех случаях, когда кредиты не были связаны с аффилированными с собственниками структурами.
«Например, один из российских банков выдал кредиты на сумму, как минимум в два раза превышающую объем собственного капитала, компаниям, которые занимались заготовкой, транспортировкой и переработкой древесины и целлюлозы и формально принадлежали разным владельцам, но одновременно прекратили выплачивать проценты по кредитам и допустили дефолт», — приводит пример Рыбалкин.
По его мнению, разработанные Банком России критерии позволят вовремя выявлять подобные хитрые схемы.
Детальные критерии
В новых критериях четко прописано, какие компании следует относить к связанным. В частности, под таковые подпадают случаи, при которых:
- один из заемщиков осуществляет доверительное управление более 20% активов другого заемщика;
- заемщик получает свыше 50% совокупной выручки или расходов за последний год от операций с другим заемщиком (исключение составляют естественные монополии);
- присутствует последовательное участие заемщиков на разных стадиях производства конечного продукта или реализации единого экономического (производственного, инвестиционного, торгового) цикла;
- между заемщиками есть операции, которые совершаются не по рыночной стоимости (без указания масштаба сделок).
Подробное описание критериев стало следствием дискуссии ЦБ с банковским сообществом. Она ведется с тех пор, как у регулятора появилось право применять мотивировочное суждение при определении связанных с банком сторон в ходе расчета норматива Н25, поясняет Рыбалкин. Банки не единожды обращались к ЦБ с просьбой формализовать критерии связанности. Видимо, теперь эта «связь» будет выявляться в отношении всех клиентов, а не только аффилированных с самими банками, добавляет аналитик S&P.
Семен Исаков напоминает, что одной из ключевых причин несостоятельности банков является чрезмерная концентрация взаимосвязанных заемщиков.
«Предложенные более четкие критерии, безусловно, являются положительными и должны привести к снижению рисков концентрации в ссудных портфелях банков, а значит, и усилить банковскую систему», – констатирует Исаков.
По мнению старшего менеджера департамента управления рисками компании Deloitte СНГ Сергея Гришунина, мотивировочное заключение регулятора относительно связанности заемщиков в связи с уточнением критериев станет более четким. Банки в свою очередь будут более ответственно подходить к дальнейшему кредитованию таких компаний.
Но все же имеются критерии, вызывающие вопросы у экспертов. Так, субъекты признаются связанными, если свыше 20% активов одного из заемщиков представлены требованиями к другому. Замдиректора группы банковских рейтингов АКРА Ирина Носова предупреждает: под такой критерий могут попасть значимые друг для друга контрагенты и не более того.
Ожидаемые эффекты
Носова также не исключает, что с введением новых критериев связанности банкиры могут стать не столько избирательными в выборе заемщиков, сколько изобретательными.
«Появится больше промежуточных компаний между заемщиками, и при проверке регулятору будет сложнее выявить их связанность», — предостерегает представитель АКРА.
Замгендиректора по правовым вопросам национальной юридической службы «Амулекс» Юлия Галуева считает, что наделение банков подробной инструкцией для выявления наличия либо отсутствия экономической связи с иными заемщиками упрощает процесс принятия решения о кредитовании. Но с другой стороны это может усложнить процедуру проверки, поскольку потребуется изучить большой массив документов.
Большое количество критериев для выявления связанности заемщиков может обернуться не увеличением числа отказов в выдаче заемных средств, а нарушениями норматива Н6 целыми группами банков, предупреждает Гришунин.
Эксперты пока не берутся оценить масштабы нарушений банками норматива Н6. По словам директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» Руслана Коршунова, он раскрывается лишь в непубличной ежемесячной отчетности. Так, у розничных банков показатель Н6 обычно ниже, поскольку среди заемщиков-физлиц меньшая концентрация кредитных рисков. К тому же косвенная связанность заемщиков, а не прямая, может довольно существенно искажать данный показатель, резюмирует Коршунов.
Это логично, потому что экономика сейчас переживает не лучшие времена, и количество недобросовестных заемщиков все время увеличивается. Если их не контролировать более жестко, то процент просроченных кредитов будет расти, а банки потерпят убытки.