Перекосы в корпоративном управлении послужили ключевыми причинами плачевного состояния финансовых институтов, находящихся в стадии санации или ликвидации. Убедительным примером могут служить недавние кейсы «ФК Открытие» и «Росгосстраха». В каждой из организаций имелись советы директоров, но в реальности решения принимали «теневики», рассказал первый зампред ЦБ Сергей Швецов.
Директорский совет «для галочки»
В ходе одной из сессий Международного финансового конгресса (МФК) Швецов рассказал о первопричинах, которые привели крупные финансовые организации к краху. Главной проблемой он назвал перекосы в корпоративном управлении, пишет «Коммерсант».
«В Банке России есть специальное подразделение, которое проводит расследование в случае, если (в финансовых организациях) происходит что-то, выходящее из нормы. Может, где-то это проблемы кредитной политики, где-то — кредитование акционеров, где-то — просто тупо украли, но везде есть дефект корпоративного управления»,— указал Швецов в своем выступлении на МФК (цитата по РБК).
Для подтверждения своих слов первый зампред ЦБ привел два примера с кейсами банка «ФК Открытие» и «Росгосстраха». В каждой из организаций советы директоров существовали «для галочки», стратегические решения принимались теневыми руководителями. Причем каждый теневой директор подбирал в совет «удобных» лично для себя людей.
«В случае с «Открытием», я думаю, совет директоров был полностью уверен, что ответственность несет акционер или представитель акционера, тот самый теневой директор. И совет директоров занимался комплаенсом с точки зрения выполнения минимальных требований Московской биржи по нахождению акций ПАО «Открытие» в котировальном списке. Ни руководитель «Открытия», ни акционер, ни менеджмент воспринимали совет директоров не как орган управления, а как некий комплаенс с точки зрения регулирования», — объяснил Швецов (цитата по ТАСС).
Представитель регулятора не верит, что возглавлявший банк и совет директоров «Открытие Холдинг» Рубен Аганбегян не осознавал своих функций и полномочий. Тем не менее деятельность совета директоров «Открытия» заключалась лишь в заочных голосованиях по сделкам с заинтересованностью, констатирует господин Швецов.
Дорогое «Открытие»
Его слова подтверждает и замглавы наблюдательного совета Московской биржи, член совета директоров «Открытия» Андрей Голиков:
«За прошлый год было около 50 советов директоров проведено и из них два — в очной форме».
Процесс оздоровления «ФК Открытие» проходил с конца прошлого лета уже по новой схеме. В январе 2018-го санация была завершена: из ведомства департамента финансового оздоровления ЦБ банк перешел под контроль департамента по надзору за системно значимыми банковскими организациями.
В ходе санации регулятор выкупил допэмиссию «Открытия» на 456,2 млрд. руб., кроме того, предоставил 111 миллиардов в виде депозитов. С сентября 2017-го Аганбегян лишился поста президента и был выведен из состава директоров «Открытие Холдинга». Примечательно, что в конце января он получил должность советника гендиректора «ВЭБ Капитала», а еще через три месяца, в середине мая 2018-го, утвержден кандидатом на должность независимого директора в новом совете директоров Ростелекома (следует отметить, что это кресло он занимает уже несколько лет).
Выгодное страхование
«Росгосстрах» также попал на санацию с августа 2017 года. В декабре Михаил Задорнов (позже возглавивший «ФК Открытие») заявлял, что в страховой компании «царило воровство сверху донизу». Бизнес-модель компании даже не стремилась приносить легальную прибыль акционерам.
В апреле текущего года экс-вице-президент «Росгосстраха» Сергей Хачатуров был арестован по решению Лефортовского суда столицы. Он подозревается в крупной растрате. А вот к бывшему владельцу компании – Даниилу Хачатурову пока нет претензий.
Ответственность для теневого директора
Минувшей осенью Швецов заявлял, что Центробанк готов к «реанимации» проекта закона, предусматривающего повышение ответственности для руководителей публичных компаний. Первое чтение данный документ прошел еще в 2010-м, но до сих пор находится в Госдуме на рассмотрении…Зампред регулятора выражал уверенность, что очередным шагом должно быть принятие закона, легализирующего деятельность теневых директоров.
«Мы должны кардинальным образом повысить реализацию фактической ответственности за использование недобросовестных действий. Только это может сбалансировать те преимущества, которые сегодня получают недобросовестные игроки. При этом очень важно внедрение института «теневого директора», — заявлял Швецов в октябре 2017-го.
Он называет нонсенсом включение в черный список ЦБ не тех людей, которые общаются с регулятором в период действия финансовой организации, а нанятых владельцами лиц. По мнению господина Швецова, теневому директору следует нести ответственность наравне с топ-менеджментом.
Сейчас проведут санацию банков, которых «теневые руководители» довели до краха, а потом «реанимируют закон» об усилении ответственности этих руководителей. А закон, как известно, обратной силы не имеет. И снова виноватых не будет.
Еще со времен Остапа Бендера существовали зиц-председатели, которые ни чего не решали, но в случае проблем садились в тюрьму, но за определенную сумму. Сейчас в тюрьму не посадят, но что наказали кого-то вид сделают.