Безналичные операции все активнее входят в повседневность.  Оплачивать по «безналу» проще и быстрее, чем наличными средствами. Еще одно достоинство состоит в возможности перевода денег практически в любую точку мира. Однако практика показывает, что не всегда получатель можно забрать причитающиеся ему средства: порой банки попросту отказываются их обналичивать.

Судебные инстанции поддерживают банкиров

Ранее Сбербанк отказал клиенту в обналичивании 4 млн. руб. из-за того, что тот не смог подтвердить происхождение денег. Финансисты заподозрили, что вкладчик пытается легализовать доходы. Позицию банка поддержала и коллегия Верховного суда (ВС) по гражданским спорам.

Также известно, что в 2015-м на счет одного из клиентов финансового учреждения поступили 56 млн. руб. Уже на следующий день субъект попытался получить деньги, но Сбербанк запросил документы,  подтверждающие их происхождение. Изучив бумаги, банк отказал в обналичивании средств.

После этого владелец перевел средства на несколько срочных вкладов в Сбербанке, но после завершения сроков действия депозитов, ему вновь отказали в выдаче денег. В итоге клиент обратился в суд с требованием возврата средств с процентами и выплатой неустойки Сбербанком. Но практически все судебные инстанции приняли сторону банка, отметив, что клиент так и не смог опровергнуть сомнительное происхождение миллионов. Кроме того, он имел возможность перевести капиталы в иное кредитное учреждение.

В коллегии ВС подчеркнули: банк не обязан выдавать средства в запрошенной клиентом форме. Финансисты сами выбирают между наличным и безналичным расчетом.

Некоторые эксперты считают, что жесткие требования могут обернуться возвратом к хранению сбережений под матрасом и оплате «наличкой». В этом случае не придется отчитываться за происхождение накоплений.

Новации Сбербанка

Сейчас в Сбербанке внедрена полностью автоматическая система контроля и учета совершенных клиентами операций. Аналитики отмечают, что ранее система находилась «на ручном управлении» и контроль касался в основном сумм от 300 тыс. руб. Теперь же мониторятся практически все транзакции, поскольку алгоритмы не знают усталости: их могут ограничить лишь производственные мощности.  

«Уже начались эпизоды с отказами банка выдавать в наличном виде переведенные клиентам суммы, без документального подтверждения происхождения и назначения перевода, а в скором времени наверняка этот процесс станет массовым» - предрекают блогеры на просторах рунета.

DEITA.RU обратилось за разъяснением ситуации к первоисточнику – в Сбербанк.

«Действительно, для выявления операций используются автоматизированные системы, но анализ таких операций в Сбербанке проводится сотрудником - разбираемся индивидуально, чтобы минимизировать ситуации, когда может пострадать добросовестный клиент», - рассказали в пресс-службе банка.

Причем анализ совершенных клиентами операций проводится по критериям, установленным Банком России. Если операции по карте становятся отличными от стандартного поведения ее владельца, то карта может быть заблокирована.  В этом случае держателю направляется сообщение с просьбой предоставить документальные подтверждения либо пояснения. Предоставленные клиентом документы банк рассматривает на протяжении 5 дней, после чего принимается решение о возможности разблокировки карты.

Информация о том, что денежные суммы могут «сгореть» - не соответствует действительности, так как противоречит принципам банковской деятельности, говорят представители Сбербанка.

«Счет клиенту не блокируется, блокируется только дистанционный доступ к счету, т.е. нельзя воспользоваться банковской картой и Сбербанк Онлайн для совершения операций. При обращении в дополнительный офис банка клиент может дать распоряжение, которое будет исполнено, если у Банка не будет сомнений именно в отношении этой операции», - отметили в пресс-службе кредитной организации.

Следует также учитывать, что в случае повторного отказа клиенту в совершении операций, сотрудники предложат ему прекратить договор с банком. В этом случае деньги субъекта могут быть переведены на указанный им счет в другом финансовом учреждении.

01.03.2018 22:14 · Екатерина Зайцева · специально для «Банковой»
Комментарии к новости
  • Вышгородов Юрий, 21 апреля 2018 21:01

    На Западе - это обычная практика, любой банк, который дорожит своей репутацией - может отказать клиенту в зачислении денег на р/с, если у банка есть подозрения в леганости происхождения этих средств. Я считаю, что подобное решение Сбербанка - пойдёт только на пользу.

  • Елена Протасова, 26 апреля 2018 14:09

    Если суммы значительные, то, возможно, это и оправдано. Для каких то мелких операций вряд ли нужны такие экстренные меры.