В рамках выполнения нового майского указа президента Владимира Путина об увеличении доли малого и среднего бизнеса в экономике страны, правительство подготовило предложения по перезапуску мер поддержки для небольших компаний.
Курирующее данное направление Минэкономразвития предлагает ЦБ снизить нормы резервирования по кредитованию малого бизнеса и расширить список банков – участников льготной программы «6,5». Среди иных мер поддержки для предпринимателей — обеспечение деятельности службы «одного окна» и образовательные программы для фермеров, пишет РБК со ссылкой на материалы ведомства.
В мартовском послании президент назвал поддержку малого и среднего бизнеса в числе приоритетных направлений.
«К середине следующего десятилетия его вклад в ВВП страны должен приблизиться к 40%, а число занятых здесь вырасти с 19 млн до 25 млн человек», — обозначил Путин задачи данного сектора.
В настоящее время мелкий бизнес генерирует не более 20% ВВП. Согласно поставленной задаче даже при 2-процентном ежегодном росте экономики вклад небольших предприятий до 2025-го должен вырасти на 24 трлн. руб.
Один из федеральных чиновников рассказал РБК, что перезагрузка не означает отмену действующих механизмов. Речь в данном случае идет об их «обновлении» с учетом запросов предпринимателей. А их волнуют не только собственные проблемы, но и качество инфраструктуры. В Минэкономразвития также работают над улучшением условий конкуренции и защитой прав собственности, отметил собеседник издания.
Помощь Банка России
Среди ключевых мер – финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП). В связи с этим Минэконотразвития предлагает регулятору снизить требования к банкам относительно объемов резервов, которые обеспечивают кредитование малого и микробизнеса. В настоящее время риск-коэффициент составляет 75% (высокий коэффициент предполагает большее резервирование средств).
Микробизнесу вообще сложно получить банковское кредитование. К тому же отсутствует единая картина о возможных вариантах поддержки, так как информационные ресурсы сложны, перечень документов и требования зачастую различаются. Решение этой проблемы министерство видит в создании единой информационной платформы. Учрежденный для поддержки предпринимательства МСП Банк так и не сумел стать институтом развития и по факту лишь конкурирует с иными банками. Поэтому предлагается переориентировать его на проектное финансирование инновационных компаний и стартапов.
Отмечаются проблемы с льготной программой «6,5». Эта мера была запущена правительством для кредитования субъектов предпринимательства по сниженным ставкам. В то же время Корпорация МСП констатирует: кредитные ставки по программе выше заявленных 6,5%, если сумма займа не превышает 3 млн. руб. В действительности предлагаются следующие ставки:
- для малых предприятий – до 10,6% годовых;
- для средних компаний – до 9,6%.
Сейчас в программе льготного кредитования участвуют 45 банков, но этого явно недостаточно. В Минэкономразвития предлагают значительно расширить список – минимум до 50% от всех российских банков, что составит 260-270 финансовых организаций.
Реальные 6,5 процентов
По мнению научного руководителя Лаборатории исследований предпринимательства Высшей школы экономики (ВШЭ) Александра Чепуренко, для многих небольших компаний программа «6,5» остается «журавлем в небе», эффект от нее скорее «точечный». Объем финансирования составляет лишь 175 млрд. руб., к тому же имеются ограничения по отраслям. На льготный кредит могут рассчитывать лишь субъекты СМП, занятые:
- в сельском хозяйстве;
- строительной сфере;
- на обрабатывающем производстве;
- на транспорте.
В России слишком мало небольших производственных предприятий. Мелкий бизнес в основном занят в сфере торговли. Но такие предприятия могут претендовать на льготное кредитование лишь в моногородах и на Дальнем Востоке. Более того, правительственным постановлением предусмотрено, что доля доходов предприятия от торговли должна быть не менее 70%, поясняет Чепуренко.
Представитель ВШЭ, как и Минэкономразвития, обращает внимание на трудности для потенциальных участников программы «6,5» из-за проблем с кредитными историями. Чепуренко считает, что программой должно быть охвачено не менее 10% МСП, иначе оценивать ее результаты проблематично.
В «Опоре России» указывают, что высокие нормы резервирования в итоге закладываются в ставки. Как следствие, дорогие займы препятствуют развитию бизнеса. Послабление регулятора – верное направление, поскольку позитивно отразится на ставках, говорит вице-президент организации Марина Блудян.
Среди других минусов программы льготного кредитования, как указывает Минэкономразвития, — отсутствие у предпринимателей понимания причин, по которым им отказывают в получении льготного финансирования. Министерство предлагает обязать банки называть эти причины, пишет РБК. Кроме того, ведомство считает нужным ввести квоту по выдаче кредитов микробизнесу (до 15 работников в штате и годовая выручка не превышает 120 млн руб.) по программе «6,5» на уровне не менее 30% от текущего лимита.
В министерстве считают, что непрозрачность кредитования в рамках программы «6,5» «демотивирует» малый бизнес. Поэтому предлагается на ресурсах ведомства создать публичный реестр получателей. В то же время пока господдержкой пользуются лишь немногие компании, такое решение может привести к ситуации, когда получателей будут воспринимать как «привилигированных игроков», предостерегает Чепуренко. Но он не исключает, что финансовая поддержка может распространяться на узкую группу предприятий, таких как инновационные стартапы.
Заведующая лабораторией исследований проблем предпринимательства РАНХиГС Вера Баринова считает, что обнародование реестра участников программы льготного кредитования может иметь негативный эффект из-за низкого уровня доверия предпринимателей к государству.
Единое окно
Минэкономразвития инициирует создание в регионах сети центров «Мой бизнес» по аналогии со столичными центрами госуслуг для населения «Мои документы. Эти структуры будут оказывать поддержку и предоставлять услуги МСП по принципу «одного окна».
Действующие сегодня институты поддержки разобщены, не согласованы между собой, а затраты на их содержание довольно высоки, отмечают в министерстве. Целесообразнее создать единую систему взаимодействия с предпринимателями на базе специальных центров и разработать специальный онлайн-портал для поддержки МСП.
В каждом центре предприниматели смогут получить бесплатные консультации по вопросам налогообложения, бизнес-планирования и защите своих прав, а также гарантийную поддержку, микрофинансирование или заказать маркетинговое исследование. РБК рассказывает, что по замыслу Минэкономразвития, финансирование будет идти из средств бюджетов всех уровней. Кроме того, некоторые услуги будут предоставляться на платной основе (их реестр еще предстоит утвердить).
Чепуренко считает правильной идею создания единого центра, ведь у ведущих бизнес россиян нет времени для посещения целого ряда госорганов.
«Все упирается в межведомственное взаимодействие. Российские министерства не очень любят и умеют взаимодействовать — все ревниво охраняют свою часть надзорных и регулирующих полномочий», — поясняет эксперт ВШЭ.
Баринова добавляет, что на реализацию данной идеи в полной мере во многом будет влиять вовлеченность регионов и готовность властей тратить деньги из местных бюджетов.
Реформирование инкубаторов
Увеличение доли малого бизнеса в экономике страны во многом зависит от бизнес-инкубаторов, призванных поддерживать предпринимателей в начале трудового пути. Нынешнее функционирование этих организаций уже неэффективно, их система работы устарела.
В Минэкономразвитии обсуждают вопрос создания центра компетенций, ответственного за KPI бизнес-инкубаторов в регионах. Финансовая поддержка будет предоставляться для достижения таких показателей. Если предложение ведомства будет принято правительством, то управление инкубаторами возьмут на себя «профессиональные коммерческие компании».
Забота о фермерах
В предложениях по перезапуску мер для помощи МСП в отдельный блок выделены инструменты для сельскохозяйственного сектора. Минэкономразвития видит необходимость в создании Центра поддержки фермерского бизнеса. В материалах ведомства говорится, что контрасанкции способствуют росту внутреннего спроса на продукцию АПК, но развитие фермерства затрудняют:
- проблемы с кредитованием;
- сложная система предоставления господдержки;
- отсутствие квалифицированных кадров;
- сложности с реализацией продукции.
Центры поддержки фермерства – не новация, в некоторых регионах они уже существуют. Необходимо создать подобные структуры в каждом субъекте Федерации и привести их к единому стандарту, исключив дублирующие функции.
[image1]
Минэкономразвития предлагает в качестве пилота внедрить проект в 5-10 субъектах, назначив кураторами региональные министерства сельского хозяйства и экономики.
Благодаря центрам фермеры смогут ориентироваться в отрасли, оценивать риски «будущего хозяйства в зависимости от экономических, климатических и иных особенностей» региона. Предусмотрены и другие меры поддержки в формате «одного окна», среди которых:
- поиск и подбор земли;
- помощь в получении документов на строительство;
- содействие выходу на внешние рынки;
- помощь во взаимодействии с банками.
Реализовывать продукцию фермерам помогут тренинги по продажам, консультации по продвижению бренда, помощь в доступе на ярмарки и к торговым сетям.
Чепуренко подтверждает: фермерам требуется содействие в кооперации и сбыте продукции. Деятельность 90% американских сельхозпроизводителей осуществляется в формате кооперативов. В России пытались делать ставку на фермерство еще в 90-х годах минувшего столетия, однако реального развития (кроме нескольких регионов) так и не произошло. В основном на рынке присутствуют крупные хозяйства.
«У фермеров очень неравные переговорные силы, и в любых спорах за полку они проигрывают», — констатирует эксперт.
Для общения с торговыми сетями необходимы фермерские объединения из 2-3 областей. В этом случае они смогут диктовать свои условия, заключает Чепуренко.
Старые майские указы не выполнены, они теперь будут выполнять новые. А без указаний президента правительство не понимает чем оно должно заниматься? Да только бизнес не верит ни правительству, ни правителю…
Статья дает хороший обзор проблем. У меня есть возможность общаться и с представителями бизнеса, и с сотрудниками инфраструктуры поддержки. Верно, проблемы есть. Но будут ли эффективны намеченные (пока очень приблизительно) решения этих проблем?
Продукты местных фермеров должны занимать процентов 70 на полках областных супермаркетов и гипермаркетов. Тогда будет заметная поддержка.
Была вчера в магазине, лежит редиска, одна наша, другая аж из Израиля. Неужели привезти оттуда выгодней, чем у наших купить? Я считаю что наша страна вполне может сама обеспечить себя в плане мяса, молока, яиц, фруктов и овощей. Разве только экзотику какую закупать.
такая страна огромная,столько простаивает полей,на которых раньше выращивалось с/х продукции.Лучше действительно поддержали бы активно наших фермеров,чем импорт.
Сельское хозяйство нуждается не столько в кредитно поддержке, сколько в ценовой политике на покупку их продукции.
Эта песня не нова! Но что-то пока ничего в лучшую сторону не происходило, а напротив положение ухудшалось.
Старые песни о главном… Простите, но такие обещания даются каждый год, а воз и ныне там. Система бюрократии, что есть у нас, никогда не сможет реально помочь бизнесу. Неповоротливая и алчная.
Опять только намечается и обещается «перезагрузка». Когда же уже будут реальные изменения?! Хотя бы фермеров, производящих насущную продукцию, все-таки поддержали.
Конечно, отечественным фермерам нужна существенная поддержка со стороны властей, но одним указом не сдвинуть с места развитие сельского хозяйства.
Поддержка государством малого бизнеса и разумное налогообложение — на данном этапе единственная возможность трудоустроить всех желающих, а не накапливать армию безработных, которые в свою очередь будут искать неправовой выход из складывающихся обстоятельств.
Не понимаю, почему все так негативно восприняли новость. Это же здорово, что хотя бы обратили внимание на малый бизнес, это уже говорит о том, что как минимум в нашей стране стабилизируются мировые отношения. Рас уж у них опять появились мысли о внутренней политики, да это пока только «слова», но появился потенциал и это уже приятно!
Последнее время только и делают,что перезагружают какую- нибудь отрасль экономики. Но от перезагрузок нагрузка только растёт.
Считаю что преимущественно необходимо помогать фермерам. Но, помимо этой поддержки так же необходимо стимулировать покупателей на приобретение товаров именно у малого бизнеса.
С учётом того, что в условиях санкций страна живёт уже который год и же давно было объявлена программа импортозамещения, так и хочется задать вопрос — а не слишком ли долго раскачиваемся?
Малый бизнес малому бизнесу рознь. Можно поощрять торгашей, а можно производителей. Посмотрим что из всего этого выйдет.