В 2018-м долг России опустился до минимума за последние 9 лет и составляет немногим более пятой части ВВП. По скорости погашения внешних обязательств страна стала рекордсменом среди сопоставимых по уровню развития государств Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA). Но аналитики видят в первенстве вынужденный шаг.
На протяжении 2-3-го кварталов внешний долг РФ вернулся к уровню середины 2009 года — $467 млрд. За полугодие Россия выплатила 53 миллиарда, опередив по этому показателю экономики развивающихся стран региона EMEA, пишет РБК со ссылкой на экономиста банка UBS Анну Задорнову.
По состоянию на 1 октября объем внешних обязательств в пересчете на ВВП страны составлял 20,4%. В него входит задолженность государства и всех секторов:
- Центробанка;
- кредитных организаций;
- нефинансового сектора;
- органов госуправления.
Помимо России, аналитики UBS рассматривали также Чехию, Польшу, Румынию, Венгрию, Турцию, Южную Африку.
Рекордные темпы
По словам Задорновой, при анализе за точку отсчета бралась не конкретная дата, а пиковый уровень финансовой нагрузки для каждой из семи стран и период времени, потребовавшийся на снижение задолженности. Оказалось, что у России на сокращение долга более чем на треть (36%) ушло немногим более 4-х лет:
- июль 2014 года — $732,7 млрд;
- октябрь 2018 года — $467 млрд.
Для сравнения, активно сокращавшей долги Венгрии потребовалось 8 лет для снижения объема на 27%. Представитель UBS отмечает: ускорение сокращению внешних заимствований придала стартовавшая с апреля распродажа ОФЗ нерезидентами. Введенные с весны ограничения, постоянная санкционная риторика и угрозы относительно усиления экономического давления привели к тому, что с апреля до октября доля иностранных инвесторов в ценных бумагах РФ снизилась с 34,5 до 25,8%. Аналитики прогнозируют дальнейшее снижение этого показателя:
- конец 2018 года – 24%;
- к концу 2019-го — 23%.
В обзоре UBS отмечается: исторический минимум объема внешнего долга обеспечила не только политика банков. Российский финансовый сектор с 2014-го постепенно снижал долю внешних обязательств, но на последнем этапе этому способствовали уже все сектора. Наблюдавшееся с начала года увеличение вливаний в облигации в дальнейшем компенсировалось выплатами госкомпаний, которые погашали собственные зарубежные обязательства.
Меняется не только объем, но и структура самого долга: место американских денежных знаков занимают рубли и евро. Рост доли в рублях в основном обеспечивает приток иностранного капитала в гособлигации. Последний этап снижения долговой нагрузки на фоне ухода с рынка нерезидентов затронул обязательства и в национальной, и в иностранной валютах. Так, с июня 2014-го до начала 2018 года доля долларов во внешнем долге сократилась на 5 п.п. – до 55%, констатирует экономист UBS.
Улучшается также приемлемый уровень задолженности: если во втором квартале 2017-го года отношение выплат по долгам к экспорту товаров и услуг составляло 41%, то в апреле-июне текущего года показатель снизился до 29%. Во многом это обусловлено повышением котировок нефти, что увеличило профицит текущего счета до 5,6% ВВП в третьем квартале. Отчасти на снижение долга повлияла также решение компаний о смене офшорных юрисдикций на российскую «прописку», полагает Задорнова.
Первые поневоле
«Лидерство России — вынужденное, оно обусловлено постепенным закрытием для страны рынков капитала с 2014 года — занимать стало либо очень дорого, либо невозможно в принципе», — считает экономист Danske Bank Владимир Миклашевский.
Нынешний объем госдолга придает силы российским финансам и благоприятно сказывается на суверенном рейтинге страны, добавляет эксперт. Такого же мнения придерживается и главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Из-за санкций Россия с 2014-го начала активно снижать уровень закредитованности. В итоге в минувшем августе она имела выгодное положение, тогда как все развивающиеся рынки испытали на себе прессинг.
«С одной стороны, стрессы на финансовых рынках заставляют компании и банки ускорять погашение оставшихся долгов, что усиливает давление на рубль, но в целом роль долговых выплат как фактора, определяющего динамику рубля, постепенно снижается», — заключает Орлова.
Влияние на рубль
Сокращение внешнего долга позитивно влияет на график погашений обязательств — он становится менее плотным. Однако на рубле данный фактор сказывается отрицательно. Дальнейшее уменьшение объема долга способно спровоцировать увеличение чистого оттока капитала частного сектора. Это в свою очередь негативно отразится на курсе местной валюты, предупреждают экономисты.
Используемая UBS модель реального эффективного курса (REER) указывает на недооцененность рубля примерно на 17%. Эксперты крупнейших финансовых институтов также считают курс российской валюты заниженным:
- JPMorgan называет цифру 15,6%
- Deutshe Bank – 15%.
По прогнозам UBS, после сентябрьского ралли рубль продолжит укрепление по отношению к валюте США. Есть вероятность, что в декабре он достигнет отметки 63,5, а до конца следующего года стоимость доллара не превысит 60 рублей.
Одни эксперты прогнозируют к концу года доллар по 100, другие наоборот, снижение до 60-ти. Куда податься бедному крестьянину.
Лично мне захотелось плакать от этой статьи. Мы играем в гонки, кто быстрее раздаст долги? А вот этот момент о том, как наша денежная кабала прекрасно влияет на рейтинг страны?! Русская натура — пока петух не клюнет, ничего делаться не будет. Жаль, что толчком для лидерства нашей страны послужил огромный внешний долг. Хотелось бы, чтобы впредь Россия развивалась по иным причинам.