В рамках борьбы с отмыванием доходов в России планируют запустить реестр криптоинвесторов. Для возможности вкладывать средства в ICO-проекты участникам придется пройти сертификацию. Эксперты считают, что реестр сделает российскую криптоиндустрию более прозрачной, но все же регулятор не сможет контролировать сделки на внешних биржах.
Официальный список инвесторов в цифровые активы будет вести Банк России или финансовое ведомство. Изначально участники пройдут идентификацию по гражданскому паспорту и ИНН, а для вложения капиталов потребуется получить сертификат. Криптокошелек будет привязан к личным данным, что не позволит осуществлять анонимные расчеты. Помимо этого, участников сделок можно будет идентифицировать по биометрике. Данную информацию о грядущих новациях «Известиям» подтвердили по одному источнику из ЦБ и Минфина, а также двое банкиров.
Стремительный рост рынка
По словам главы думского комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, идентификация участников крипторынка требуется для исполнения норм антиотмывочного законодательства. Члены Российской ассоциации криптовалюты и блокчейна (РАКИБ) также поддерживают формирование реестра.
Ассоциация выступает за ускорение развития криптоиндустрии в России, в связи с чем готовит специальный доклад с конкретными предложениями. В июле его планируют представить главе государства.
По словам президента РАКИБ Юрия Припачкина, контролирующие структуры справедливо хотят исключить анонимность в ходе проведения ICO. Такая проблема решается довольно просто – путем прохождения процедуры KYC («Знай своего клиента»).
«Это такая же процедура, которая используется в банковской системе. Реестр исключит анонимность при вложениях в различные проекты в рамках криптоиндустрии и ICO», — поясняет Припачкин.
По подсчетам РАКИБ, в России насчитывается до 2 миллионов криптоинвесторов, но до конца года цифра вырастет до 3 млн., а в следующем году она вероятно удвоится.
В аналитической группе Smith+Crown отмечают: на протяжении 2017-го количество ICO в мире выросло почти вдвое по отношению к предыдущему году – от 1,5 до 2,75 размещений в неделю. Объемы инвестиций также значительно увеличиваются: все чаще на рынке появляются компании, способные привлечь десятки, а то и сотни миллионов. Так, прошлый год оказался успешным для:
- швейцарской Status Research & Development, разместившей токены Status Network Token (SNT) на $95 млн;
- проекта EOS (масштабная платформа для создания сервисов на блокчейне), собравшего около $900 млн.
Всеобщее одобрение
Президент Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков считает полезной идею создания реестра криптоинвесторов.
«Закон о цифровых активах предположительно вступит в силу только осенью, то есть фактически рынок сегодня не регулируется государством. Также необходимо создать реестр криптобирж и криптокошельков», — добавляет он.
Эксперт Международного финансового центра Ольга Прохорова тоже ратует за формировании реестра, поскольку криптоиндустрия нуждается в регулировании. По ее словам, в 2017-м российские ICO собрали порядка $300 миллионов, однако на практике большая часть оказалась мошенническими схемами.
В банке «Открытие» и Локо-банке приветствуют регулирование сферы криптоинвестиций. Зампред Локо-Банка Андрей Люшин отмечает, что создание реестра исключит риски отмывания денег. Но доступ к реестру должен быть только у участников рынка во избежание хищения информации, уточняет Люшин.
Глава IT-блока «Открытия» Сергей Русанов считает, что реестр не решит проблему с контролем операций на внешних биржах, поскольку криптокошелек, по сути, является программным обеспечением (ПО).
«Из рассматриваемого проекта реестра выходит, что криптокошелек представляет собой ПО, привязанное к конкретным торговым площадкам. Наличие специализированного кошелька не означает, что исчезает техническая возможность завести обычный дополнительный кошелек, неподконтрольный регулятору. Поэтому инвестиции на внешних биржах с помощью реестра контролировать не получится», — полагает Русанов.
Лишь в московском филиале «БКС Премьер» назвали создание реестра преждевременным. Директор Александр Бахтин пояснил позицию тем, что возникнут сложности с добровольным присоединением криптоинвесторов к списку. Сначала им следует разъяснить преимущества такого шага.
Непонятно и то, какие последствия ждут отсутствующих в ресстре инвесторов. Вероятнее всего, им запретят участвовать в ICO, добавляет Ольга Прохорова.
В Евросоюзе также озабочены анонимными сделками с криптовалютой. В апреле пресс-служба Европарламента заявила о вводе новых правил на территории союза, которые позволят усилить контроль над криптоинвесторами во избежание отмывания средств и финансирования терроризма. Брюссель обязал криптобиржи и провайдеров кошельков проводить комплексную проверку клиентов, в т.ч. их верификацию.
Сделки с участием криптовалют отследить почти невозможно, поэтому попытки правительства хоть как-то отрегулировать их, позволит немного упорядочить и вести учет таких видов расчетов.
Вообще такое явление как криптовалюта должно быть урегулировано законами на уровне каждой страны, потому что слишком много теряет денег страна без налогов на эту валюту.