В конце января Минфин США готовится представить "кремлевский доклад" о доходах российской элиты. В связи с этим крупные бизнесмены и чиновники РФ обращаются в американские ведомства и экспертные центры с просьбами тзбавить их от внесения в черный список.
О массе подобных прошений "Независимой газете" рассказали сотрудники "Атлантического совета". Ранее эта влиятельная организация выдвигала свои критерии применения санкций к россиянам.
По словам заслуженного сотрудника "Атлантического совета" Дэниела Фрида, Вашингтон буквально завален информационными запросами и просьбами о помощи в связи с "кремлевским докладом". Эксперт также получил множество обращений у него есть основания полагать, что "просители" представляют высшие эшелоны власти РФ.
Следует отметить, что в 2013-2017-м Фрид занимал пост координатора санкционной политики Госдера и был в числе экспертов, разработавших рекомендации для властей США относительно закона "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA). Закон №3344 поддержали обе палаты Конгресса, президент Дональд Трамп также не выказал жесткого сопротивления документу.
"В последние недели наблюдался огромный поток российских олигархов и их посредников в Нью-Йорке и Вашингтоне, – отмечает и директор Евразийского центра Дину Патрисиу при "Атлантическом совете" Джон Хербст. – Здесь может играть роль обеспокоенность готовящимся к публикации санкционным списком".
Экс-сотрудник Госдепа и бывший посол США в Украине (2003- 2006) признает: ранее Россия имела потенциал для влияния на процесс принятия решений в Америке.
"Это и американский бизнес с интересами в России, и, конечно, платные лоббисты, представляющие российское руководство и крупнейшие российские фирмы", – объяснил Хербст.
Но случае с "кремлевским докладом" подобные попытки обречены на провал, уверен дипломат.
По словам старшего научного сотрудника "Атлантического совета" Андерса Аслунда, который в 1991-1994 годах был экономическим советником правительства РФ, пока у администрации Трампа нет единого мнения относительно фигурантов санкционного списка.
"Насколько я понимаю, были подготовлены альтернативные проекты (санкционного листа. – "НГ"), которые в настоящее время циркулируют в соответствующих американских органах, – рассказал Аслунд. – Обычно подобные публикации делаются чуть позже установленного срока, но на этот раз экспертная работа была выполнена заблаговременно. Из-за большого внимания, которое привлек к себе "кремлевский доклад", ведомства намерены опубликовать его в срок, то есть 29 января".
Ранее посол США в России Джон Хантсман называл ту же дату в кулуарах проходившего недавно Гайдаровского форума. Обязательства о предоставлении доклада Конгрессу в конце января соответствуют 241-му разделу CAATSA.
Алина Полякова из Бруклинского института напомнила: западная пресса со ссылкой на анонимные источники не единожды сообщала о попытках российского бизнеса и госслужащих подкупить исполнительные органы США для "корректировки" стоп-листа.
"Подобные случаи уже были во времена санкций, которые вводила администрация Барака Обамы, – напомнила научный сотрудник. – У меня нет сомнений, что такие попытки только участились за последнее время".
Полякова признает наличие у российских компаний ресурсов для лоббистской деятельности:
"Это по своей природе мутный бизнес, но есть сведения, что российские энергетические и финансовые компании тратят большие суммы на то, чтобы оказать влияние на политику США. До сих пор эти попытки были чересчур эффективными".
К партнеру международной юридической компании Gibson, Dunn & Crutcher Адаму Смиту пока не обращались клиенты с просьбой о консультациях на предмет избегания попадания в черный список. Однако царящие среди российской элиты настроения вполне понятны.
"Они боятся, что их публично причислят к неблагонадежным элементам. У них есть страх, что затем в конечном счете они либо столкнутся с формальными санкциями, либо в ближайшей перспективе их дела будут критически изучены частными банками и другими игроками в финансовом секторе, – разъяснил Смит. – Особенность списка, создание которого предписывает раздел № 241 санкционного закона, заключается в том, что в нем действительно есть новизна. Как известно, никогда прежде закон не устанавливал требования перечислить фигурантов (санкционного списка. – "НГ"), не упоминая при этом никакого наказания".
В пример юрист Вашингтонского офиса юридической компании привел "Акт Магнитского", который был принят в США в 2012-м.
"Администрация США была обязана перечислить физические лица, однако в то же время было явное, обусловленное законом последствие, связанное с перечислением – а именно то, что занесенные в черный список лица подпали под санкции и фактически лишались доступа к финансовой системе США, – рассказал Смит. – Однако здесь (в случае с CAATSA. – "НГ") таких последствий нет. Таким образом, реальные последствия для тех, кто находится в этом перечне, зависят во многом от того, как этот черный список будет активирован, от того, какие сигналы после опубликования будут исходить от Белого дома и Конгресса, и от того, какой будет реакция частного сектора и финансового сообщества. Таким образом, влияние раздела № 241 неизвестно – преимущественно потому, что схема "назвать и пристыдить" никогда до этого не применялась. Эта неопределенность, а также риски того, чем могут ответить частный сектор (в ближайшей перспективе) и государственный сектор (в средне- и долгосрочной перспективе), вероятно, заставляют беспокоиться потенциальных просителей".
Еще в конце ноября "НГ" писала, что в "кремлевский доклад" могут попасть не только бизнесмены и политики, но и члены их семей. В рекомендации Фрида и Аслунда, представленной исполнительным органам США говорится, что величина капитала россиян не должна быть ключевым критерием: определять распространение санкций следует по степени близости деятелей к высшему руководству РФ и возможное участие конкретных лиц во внешнеэкономических делах.
Профессиональные эксперты называют 7 групп россиян, по которым следует нанести санкционный удар. Среди них приближенные к президенту Владимиру Путину и лица, ведущие бизнес совместно с госпредприятиями. Относительно семей российской элиты, то Аслунд и Фрид предложили внести в санкционный список тех, кто обязан своим крупным состоянием родственникам, тесно работающим с Кремлем.
Семьи вышеуказанных лиц более чем обеспечены, их нужно в первую очередь проверять. Другое дело, что там всё переписано на троюродных, их санкции не коснутся.
Думаю, что новые подходы в формировании санкционного списка и ответственности в отношении лиц, включенных в него, на руку лишь некоторым лицам и структурам США. Скорее всего пользы не будет.