С начала нынешнего года нерезиденты выкупили гособлигации Украины на 9 млрд. грн. Чем вызван повышенный интерес иностранцев к ценным бумагам, и к каким последствиям он может привести?
Украинский Минфин не ждет в ближайшем будущем транша от МВФ или европейских доноров. Для наполнения казны ведомство активно занимает средства на внутреннем рынке. На протяжении первого квартала путем размещения облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) министерству удалось привлечь: 25 млрд грн., $807 млн. и €123 млн. Суммарный заем в гривневом эквиваленте превышает 50 миллиардов, сообщает УНИАН.
Примечательно, что около половины средств Минфин получил на аукционе 27 марта. В тот день было продано рекордное число ОВГЗ: на 2 млрд. грн. и $670 млн., что в общей сумме составило свыше 20 млрд. грн. Если пара следующих аукционов окажется столь же успешной, то объем денег от продажи ОВГЗ превысит результаты всего 2017 года.
Самый высокий прирост объемов гособлигаций в 2018-м демонстрирует портфель нерезидентов. За первый квартал он вырос на 9 млрд. грн. — почти втрое выше показателя начала года. В то же время общий объем ценных бумаг в обращении снизился на 5 млрд. грн., что обусловлено сокращением долга по валютным облигациям. Таким образом при выпуске новых бумаг сохранялся определенный паритет по отношению к старым долгам, а сама структура долга уже не столь восприимчива к валютным рискам.
В погоне за высокой доходностью иностранцы выкупали облигации в гривне и для этого завели в Украину эквивалентную сумму в валюте, что и стало одним из основных факторов существенного укрепления гривни в последние недели — на 1,5% в марте и на 5,4% с начала года, рассказывает УНИАН. Не нарушая этот тренд, поступающую валюту выкупал на межбанковском рынке Нацбанк, который с начала года пополнил международные резервы на $757 млн.
Регулятор в конце марта вспомнил болезненный опыт 1998-го, когда отток «горячего» капитала обернулся девальвацией гривни. Тем более, что подобная ситуация повторилась и в кризисном 2008-м. По этой причине в НБУ обеспокоились интересом нерезидентов к долгам Украины.
Если купившим облигации госбанкам можно будет со временем навязать новые облигации, что с иностранцами этот номер не пройдет – валюту (включая проценты) потребуется вернуть в срок. Но пока еще центробанк не видит значительной угрозы и наращивает собственные резервы.
Долг за долг
УНИАН поинтересовался мнением экспертов относительно размещений ОВГЗ, высокого интереса к ним иностранцев, и чем ситуация может обернуться в дальнейшем.
Глава аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий связывает активность Минфина по размещению валютных облигаций с необходимостью погашать предыдущие ценные бумаги.
«В январе гасились валютные облигации на 431 миллион долларов, в марте — на 650 миллионов. Следующие крупные погашения – в конце мая и начале июня — на 653 миллиона долларов. Соответственно на середину июня запланированы новые валютные размещения. В июле-августе будет гаситься еще 571 миллион долларов – стоит ждать размещений в начале-середине августа», — объяснил Паращий.
С его мнением согласен и старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович, который также говорит о необходимости рефинансирования выплат.
«Как раз 28 марта было погашение и выплата дохода по валютным облигациям, и почти 100% выплат было рефинансировано на аукционе. Таким образом, Минфин сохранил запас валюты для других выплат и минимизировал влияние валютных долговых выплат 28 марта на золотовалютные резервы», — констатирует аналитик.
Главный экономист Dragon Capital Елена Белан указывает на практически нулевое чистое привлечении средств через валютные облигации при учете сумм погашений прежних выпусков. При этом основными покупателями выступают все же украинские госбанки.
«В дальнейшем объемы продаж валютных облигаций останутся высокими, так как до конца года правительству нужно погасить 1,1 миллиарда долларов валютных облигаций», — предрекает Белан.
Алчные богачи
Нерезиденты интересуются украинскими гривневыми облигациями, хотя в общем объеме ОВГЗ таких покупателей немного. Поэтому и валютный риск в данной схеме минимальный, поясняют эксперты.
По словам Котовича, нерезиденты всегда присутствовали на долговом рынке Украины, но нынешняя их активизация не грозит рисками.
«Доля нерезидентов на рынке ОВГЗ менее двух процентов всех облигаций в обращении. Значительная часть вложена в облигации с погашением в 2019-2022 годах, что снижает для Министерства финансов риск рефинансирования выплат в этом году», — говорит Котович.
Белан видит привлекательность долговых бумаг Украины в благоприятной ситуации на глобальных финансовых рынках. Ужесточение монетарной политики НБУ привело к повышению процентных ставок, в результате чего начиная с августа 2017-го нерезиденты вложили в данный инструмент около 15 млрд. грн.
Экономист отмечает, что приток валюты от иностранных граждан положительно отразился на платежном балансе и поддержке гривны. В то же время зарубежные инвесторы опасаются рисков будущего года, связанных с выборами главы государства и парламента, поэтому предпочитают вкладывать капиталы в краткосрочные бумаги. Опасения вызывает также неопределенность относительно сотрудничества с МВФ и вероятность сезонной девальвации гривни во втором полугодии.
«Если они примут решение вывести свои инвестиции после погашения этих бумаг, то спрос на валюту со стороны нерезидентов создаст девальвационное давление на валютный курс», — считает Елена Белан и добавляет, что давление не будет критичным ввиду малого объема инвестиций.
Паращий также видит определенные риски в покупке гривневых облигаций иностранцами.
«К концу лета эти риски могут реализоваться, то есть, сезонная девальвация гривни может усилиться, если нерезиденты будут активно выходить из гривни в доллар», — предупреждает он.
Но НБУ способен нивелировать негативную ситуацию, если выкупит предназначенную для приобретения ОВГЗ валюту у самих иностранцев для ее продажи в период погашения облигаций.
«Похоже, что Нацбанк именно так и делал — в дни пикового роста нерезидентских портфелей ОВГЗ регулятор покупал много валюты», — полагает эксперт.
Отрадно, что толстосумы уверены в возможностях Украины рассчитаться с долгами. Но с другой стороны стоимость подобных заимствований существенно выше, чем кредитов от МВФ и других финансовых доноров. Причем финансы от нерезидентов поступают без условий, стимулирующих проведение реформ в общественной и экономической сферах.
Пока государству удается лишь привлекать деньги для погашения прежних долгов, хотя пора бы разорвать порочный круг. Но Минфин, похоже, успокоился после очередных торгов 3 апреля, когда удалось привлечь в казну лишь 184 млн. грн.
- Ваш комментарий будет первым...