Ряд крупных российских банков внедрил системы идентификации лиц клиентов. Технологии позволяют выявить мошенников, пытающихся получить заемные средства по поддельным документам. Помимо офисов, банкиры начинают оснащать системой распознавания и банкоматы. Но цифровизация несет и определенные риски для клиентов.
Всегда на страже
Банковские служащие при работе с клиентами уже применяют системы биометрического распознавания лиц. Эту информацию «Коммерсанту» подтвердили в нескольких кредитных организациях. Биометрия используется как дополнительный способ безопасности наряду с традиционным скорингом, рассказывает «360».
Система функционирует следующим образом. Фотография обратившегося в банк клиента и его паспортные данные заносятся в базу. При очередном обращении за услугой автоматизированная система сравнивает биометрию посетителя с информацией о мошенниках. Технология позволяет с высокой точностью идентифицировать человека, независимо от освещения, поворота головы или макияжа.
В «Почта банке» констатируют: благодаря новой системе им удалось пресечь порядка 10 тысяч мошеннических операций, сохранив при этом более 1,5 млрд. руб. Особенно активно «идентификатор» выявляет злоумышленников, пытающихся оформить ссуду по поддельным документам. По подсчетам «Ренессанс кредита», на протяжении года сэкономлено до 10 млн. руб.
Альфа-банк пока еще тестирует «решения с биометрическим распознаванием лиц», чтобы в дальнейшем повысить уровень сервиса. А СБК-Банк разрабатывают собственную платформу идентификации — VisionLabs LUNA. Программное обеспечение будет моментально находить лицо потенциального заемщика в базе данных. Такая операция снизит риск выдачи денег человеку, которые не погасил предыдущий долг.
«Умные» банкоматы
Технологию распознавания лиц банки внедряют и в систему простых операций. В июне 2017-го Сбербанк установил банкомат, «знающий клиентов в лицо». Встроенный в аппарат биометрический шаблон позволяет клиенту Сбербанка войти в личный кабинет либо снять наличность без карты. Но пока «умное» устройство работает лишь на Кутузовском проспекте в Москве.
Тинькофф Банк идентифицирует своих клиентов с конца 2016-го путем фотографирования с дальнейшим преобразованием снимка в обезличенный код. Система сопоставляет код с базой данных, что позволяет ежемесячно сохранять десятки миллионов рублей.
«Процедура позволяет убедиться, что перед представителем именно тот человек, который подавал документы, а также проверить, что клиент не мошенник. Сервис помогает нам предотвратить мошенничество (получение кредита по поддельным документам) и снизить кредитные риски банка», — рассказал представитель Тинькофф Банка.
Благодаря технологии сократилось время на обработку заявок и операционные расходы. Летом минувшего года финансовая организация также ввела в действие банкоматы с функцией распознавания лиц.
Кредитование за палец
В последние годы глобальный банковский сектор все внимательней присматривается к биометрическим технологиям для проверки клиентов. Так, банк Barclays еще 3 года назад ввел систему сканирования пальцев Finger Vein. Аутентификация позволяет получить доступ к банковскому счету, проведению транзакций и получению кредита до тысячи фунтов стерлингов.
В 2016-м производитель телефонов Hitachi (Япония) разработал приложение идентификации по радужной оболочке глаз. После сканирования сетчатки пользователь имеет доступ к привязанной к смартфону дебетовой карте и может производить платежи «одним взглядом». Годом ранее один из старейших британских банков Lloyds Banking Group внедрил технологию распознавания частоты биения сердца клиента. По этому параметру банк верифицировал пользователя в мобильных сервисах.
Невосполнимая утрата
Внедрять подобные технологии идентификации можно лишь банкам, обладающим высоким уровнем защиты и информационной безопасности, объясняет эксперт по биометрическим системам безопасности компании EkeyRus Константин Новиков.
«Существует шанс того, что мошенники получат доступ к вашим биометрическим данным и далее будут использовать их в преступных целях, поэтому у банка должна быть надежная система защиты», — заключает эксперт.
Это конечно радует что банки внедряют такие передовые технологии, что позволит избежать мошенничества, но думаю в обширный оборот биометрия в нашей стране ещё не скоро вступит!
Потихоньку мы догоняем западный мир, при введении биометрии защита данных будет практически 100% не удивительно что именно банки вводят это новшество.
Мне пришлось дважды перечитать эту статью, чтобы разобраться в том, как именно банки используют биометрические данные. Насколько я поняла, банки хранят не только биометрические данные своих клиентов, но и информацию о кредитных мошенниках. Когда человек обращается в банк, проводятся две проверки.
Во-первых, программа сравнивает биометрические данные человека с информацией о мошенниках. Вдруг окажется, что этот человек на самом деле мошенник?
Во-вторых, если человек обращается в банк не в первый раз, то программа сравнивает его биометрические данные с информацией о клиентах банка. Таким образом программа идентифицирует этого человека.
Похоже, такая система весьма эффективна. К примеру, она позволила одному из банков сэкономить более полутора миллиардов рублей. Но не стоит забывать, что у банков нет информации обо всех кредитных мошенниках. Если программа не найдет совпадений между данными человека, обратившегося в банк, и данными мошенников, это еще не значит, что человек не является мошенником. Может быть, он просто начинающий мошенник?
Меня очень впечатлило описание «умного» банкомата Сбербанка, который идентифицирует клиентов по лицу. Возможность снять деньги в банкомате, не используя кредитную карту, — это же просто фантастика! Жаль, что у меня нет счета в Сбербанке. Мне бы было интересно воспользоваться таким «умным» банкоматом.
Интересные технологии. В будущем думаю они будут куда лучше. И давая кредит — менеджер за минуту с помощью такой камеры поймет хочет человек возвращать деньги или нет.
Система распознавания по отпечаткам может принести некоторые трудности людям определённых профессий, которые связаны с постоянными повреждениями папиллярного узора пальцев мелкими царапинами, порезами, ожогами, что в свою очередь сделает невозможным считывания отпечатка некоторыми сканерами.