Каждый хотя бы раз видел прохожего, одетого в костюм Adidas, или женщину, на плече которой красовалась дорогостоящая сумка, например, бренда Louis Vuitton. Раньше у любого россиянина был выбор, что купить, где купить и по какой цене. Однако антироссийские санкции внесли свои коррективы в привычную жизнь обычных граждан: многие западные магазины закрылись, и до сих пор непонятно, когда они откроются, в стране приняли закон о легализации параллельного импорта, а при оставшихся на прежнем уровне зарплатах цены на все выросли в несколько раз. Ко всему прочему, весьма активно развивается сотрудничество с брендами из стран Ближнего Востока.
Чтобы узнать наверняка, какие товары и почему при текущих обстоятельствах предпочтут купить россияне, сайт «Банковая» провел соцопрос. В нем приняло участие 100 человек в возрасте от 21 до 55 лет.
Чуть более половины опрошенных признались, что выберут проверенный товар, в случае если известные магазины сегмента масс-маркет возобновят работу на территории России, но цена на товары вырастет. А остальные, напротив, отправятся на поиски альтернативы подешевле. В опросе была предложена ситуация, когда респондент идет на шопинг с целью приобрести джинсы или кроссовки в таких магазинах, как H&M/Adidas/Nike, однако сталкивается с новыми ценниками. Только 6% участников опроса заявили, что купят понравившуюся вещь вне зависимости от того, как изменилась цена. Ровно половина опрошенных сообщила, что считает допустимым рост цен до 10%, еще 2% респондентов – до 30–50%, остальные же готовы к повышению цен только на 10–20%.
Несмотря на то что подавляющее большинство (78% принявших участие в опросе) больше доверяет известным брендам и проверенным магазинам масс-маркета, из всех опрошенных только 52% приобретали вещи преимущественно западных компаний, в то время как остальные покупали любую одежду: турецкую, белорусскую и так далее. Ко всему прочему, две трети уверены, что импортозамещение поможет России начать производить свои товары – от одежды и кроссовок до техники. Тем не менее подавляющее большинство (84% респондентов) думает, что из-за параллельного импорта количество контрафакта возрастет.
Мы поинтересовались, чем руководствуются опрошенные при совершении покупки. Половина из них ответила, что главное – качество товара, каждый пятый опирается на лояльность к бренду, только 8% смотрят на цену, а каждый четвертый следует правилу «понравилось – беру». Уход западных компаний с рынка заметили 58% покупателей, у них с закрытием привычных магазинов появились трудности с поиском и приобретением одежды и обуви. Постепенно такие «трудности» добираются и до электроники. Возвращения западных компаний ждет значительная доля респондентов – 64%.
При всех изменениях, которые коснулись ритейла и логистики, почти две трети участников верят, что качество товаров с Запада в ближайшее время не снизится. Немало людей не против покупать менее известные в России марки, например, из Китая, Индии, Ирана и Турции: 36% участников сообщили, что готовы тратить на новинки столько же, сколько тратили на одежду в H&M, Mango, Bershka, Zara; еще столько же – чуть больше, чем платили за масс-маркет при наличии удовлетворительного качества, а 28% хотят тратить меньше денег, чем в указанных ранее магазинах. Впрочем, только чуть более 20% опрошенных знают бренды с Ближнего Востока.
Однако отсутствие «тесного знакомства» с другими зарубежными марками не влияет на мнение респондентов касательно качества товаров, привезенных с Ближнего Востока. Чуть менее двух третей принявших участие в соцопросе считают, что качество таких товаров не уступает западному масс-маркету. На вопрос, что предпочтительнее: фейк известного бренда или вещь неизвестной марки, но хорошего качества, только 2% ответили, что купили бы подделку, хотя 42% все-таки признались, что им важен бренд приобретенного товара.
Весьма вероятно, что спустя время, когда в торговых центрах откроются магазины ближневосточных брендов, подогретый интерес у россиян к новым зарубежным товаром возьмет свое, и они непременно заглянут ознакомиться с ассортиментом.
Честно сказать, антироссийские санкции, конечно, не радостное явление в нашей жизни, но, по-моему, отечественным брендам открылись новые возможности. Если у нас будет качественная одежда или обувь, не откажусь купить.