В начале года премьер-министр бравурно заявлял о контроле над ситуацией, несмотря на внешний долг в 83% от ВВП Украины. Иными словами – по $2 тысячи на каждого из жителей. Однако Владимира Гройсмана эти цифры не смущает: в феврале совокупный государственный и гарантированный государством долг вырос до $76,76 млрд., а в марте увеличился до $77,37 млрд.
Масштабные проблемы
Но денег все равно критически не хватает, поэтому правительство и Верховная Рада уже согласны на все требования международных кредиторов ради пятого транша от МВФ в размере $1,9 млрд., пишет директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров для 112.ua. Минфин в свою очередь продолжает повышать доходность по облигациям внутреннего займа (ОВГЗ), которая уже достигает почти 17,5% без налогообложения.
Банки также вступили в конкуренцию за деньги украинцев, правда, разными методами. В последние недели одни коммерческие банки значительно повышали ставки по вкладам населения, другие напротив – снижали доходность по депозитам. Причем последних оказалось больше. В итоге в настоящее время банковские вклады формируются следующим образом:
- от 290 до 365 дней с максимальной доходностью 16,5% годовых;
- от 366 до 450 дней с доходом максимум 15,5% годовых.
При этом с полученного дохода физическим лицам предстоит уплатить налог в 18% и 1,5% военного сбора. И такая ситуация происходит на фоне нестабильности на украинском финансовом рынке. Вполне вероятно, что в ближайшей перспективе для привлечения инвесторов в государственные ценные бумаги и новых вкладчиков Кабмину придется повышать доходность по краткосрочным ОВГЗ и учетную ставку Нацбанка до уровней, которые финансовые власти просто не потянут.
Процесс на рынке может стать необратимым, а финансовые потрясения лишь ускорят рост госдолга и замедлят и без того слабое оздоровление экономики. Все больше экспертов разделяют мнение о приближении времени, когда правительство уже не в состоянии будет обслуживать рекордный внешний долг без кредитов МВФ. При этом вряд ли некомпетентные политики признают собственный дефолт. Масштаб проблем настолько огромен, что высокие чиновники опасаются говорить о нем открыто.
Опасный кредитный «пузырь»
Украинские экономисты и западные аналитики не раз предостерегали Киев от взятия новых займов. Финансовый кризис нельзя излечить новым кредитованием, поскольку этот путь ведет к дальнейшему наращиванию долгов. В конечном итоге кредитный «пузырь» все равно лопнет. По мнению автора статьи, он уже надулся до угрожающих размеров.
Как только он «рванет» финансовым властям уже не удастся утаивать проблемы. Следовательно, у страны нет возможностей продолжать копить долги, не предпринимая мер для стимулирования роста экономики и притока инвестиций.
Макроэкономические показатели свидетельствуют о том, что в скором времени Украине придется вновь вести переговоры о реструктуризации долгов. Главное – не повторить опыт бывшего главы Минфина Натальи Яресько, договоренности которой не принесли позитивных результатов.
«Более того, в настоящее время только растет нагрузка на бюджет-2018 из-за обслуживания госдолга. Судите сами: задолженность по валюте в 2018 году составляет $7,1 млрд. против $6,9 млрд. в следующем, 2019 году. Причем около 50% этой долговой нагрузки текущего года приходится на валютные ОВГЗ, размещенные Минфином на украинском фондовом рынке», — указывает Гончаров.
Автор напоминает, что на протяжении 2019-2020 годов Кабмину следует вернуть привлеченные средства за два выпуска еврооблигаций по госгарантии США – по $1 миллиарду каждый. И это без учета погашения евробондов.
Поэтому Украине крайне важны договорные обязательства, касающиеся сроков погашения и стоимости обслуживания долгов. Тем более что дефицит госбюджета демонстрирует динамику роста. За первые 4 месяца года доходы бюджета составили 272,4 млрд. грн., хотя запланировано было на 5,1 млрд. больше. Налоговая реформа, инициированная главой парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной, также способна на начальной стадии увеличить дыру в бюджете.
Что делать?
Никто из политиков и экономистов не способен предложить универсальное средство для решения долговой проблемы в короткий срок. Но ведущие аналитики и инвесторы Запада уверены, что мощным драйвером экономического роста способна стать эффективная социально-экономическая политика и справедливая конкуренция. Это позволило бы формировать источники для погашения долговых обязательств внутри страны. Следует комплексно проводить институциональные и структурные реформы, предоставлять стимулы для развития малого бизнеса.
Зарубежные эксперты указывают на необходимость повышения реальных доходов всех украинцев. В качестве примера указывается, что при росте доходов самых богатых людей на 1% — ВВП страны за 5 лет снижается на 0,1%. Зато при увеличении на 1% самых низких доходов – ВВП растет на тот же 1%.
Крупные украинские капиталисты давно перестали создавать новые рабочие места, поэтому миграция из страны растет с каждым годом. В первом квартале промышленное производство в Польше показало рост на 6,4%. Вероятно, в этом немалая заслуга украинских заробитчан. Для сравнения, в Украине в марте 2018-го промпроизводство увеличилось лишь на 1% в сравнении с мартом прошлого года, причем с учетом эффекта низкой базы.
Тревожит также факт снижения доли предпринимательских доходов малого и среднего бизнеса в доходах населения. За 2 года показатель упал почти вдвое. Следовательно, существующие институциональные условия не способствуют эффективной работе бизнеса.
Спасение утопающих
Сомнительно, что в нынешних реалиях правительство и законодатели предложат что-то существенное. Но при поисках выхода из сложной ситуации рассчитывать следует в первую очередь на внутренний производственный потенциал и финансовые ресурсы.
У Европы и Америки уже нет ни желания, ни возможностей просто так финансировать Украину. Без реальных экономических реформ и борьбы с коррупцией у страны деньги не появятся.
К словам автора я бы добавила, что Украина не «загоняет», а уже «загнала» себя в кабалу непосильными долгами. В мире много стран с невыплаченными внешними долгами — но у них у всех есть те или иные механизмы защиты от кредиторов и механизмы уменьшения объёмов выплат… Ну, а у Украины таких механизмов нет — и не предвидится!
Никто не хочет реформировать страну, проще всего все время брать в долг и плыть по течению. С такой стратегией ничего не получится, можно уже наперед это говорить.
Ужас! Понабирали эти кредиты, а как их отдавать? Ладно бы, если деньги все шли бы на реформы, может тогда бы Украина смогла заработать по-новой и отдать эти деньги? А так что будьет? Кто будет отдавать?
Всё идёт в «нужном направлении». Новость от 22 мая: «Европейский суд по правам человека обязал Украину снять мораторий на продажу земли». Так что подведут страну к распродаже земли и часть долгов погасят. А по внутренним валютным ОВГЗ можно же выплатить только купонный доход. А на сумму долга выпустить новые бумаги — внутренние инвесторы возражать не будут.
На чем должна быть основана новая экономическая политика — вот вопрос! Неужели не ясно, что западные страны не намерены помогать Украине, а если чем и помогут, то в долг, с процентами (в прямом или переносном смысле), а главное — ради своих политических интересов?
Молодёжь Польши активно выезжает на работу в другие Западные страны, тем самым освобождая рабочие места для украинцев, поэтому и растёт миграция из страны. И судя по всему назад возвращаться ни те, ни другие — не намерены. Украина стремительно теряет человеческий капитал.