В России засекречена программа государственных кредитов, предоставляемых иным странам. Но на основании открытых источников журналисты насчитали минимум 17 держав, суммарные обязательства которых составляют порядка $27 млрд. В топовой тройке должников оказались Беларусь, Украина и Венесуэла.
Кремль традиционно не распространяется о финансовых и экспортных кредитах для других государств. Информацию об этом можно узнать лишь по факту подписания межправительственных соглашений, которые ратифицируются Госдумой, либо от официальных лиц государств-заемщиков, сообщает РБК.
Непрозрачность предоставления госкредитов поясняется двумя причинами:
- большинство займов носят скорее политических характер, чем коммерческий;
- нередко средства предоставляются в рамках сектерного военно-технического сотрудничества.
Так, Москва предоставляла целевые кредиты Армении, Индии, Венесуэле, Индонезии для закупок вооружения, произведенного российским ВПК.
РБК решил проанализировать информацию о долгах перед Россией. По состоянию на 1 мая Минфин оценивал задолженность по госкредитам в $29,4 млрд., из них на постсоветские республики приходилось $15,8 млрд. В июньском проспекте суверенных еврооблигаций РФ раскрывались общие цифры. В частности, сообщалось, что свыше $5 миллиардов приходится на реструктурированные долги Индии, Вьетнама, Ирака и Йемена перед бывшим СССР.
Лидер среди должников
Рейтинг должников возглавляет Беларусь, обязательства которой на 1 июня 2019-го достигли $7,55 млрд. Такую цифру называет белорусский Минфин. Причем с конца минувшего года задолженность выросла незначительно (было $7,52 млрд.), хотя за последние шесть лет показатель вырос двукратно.
В начале нынешнего лета Москва впервые отказала Минску в рефинансировании текущей части долга. В то время первый вице-премьер Антон Силуанов заявлял об ожидании российской стороной шагов навстречу экономической интеграции. Но Беларусь не уступила прессингу: она взяла кредит у Китая (второй крупнейший кредитор республики) и разместила на рынке РФ облигации в российских рублях.
Старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра Дмитрий Крук связывает отказ в рефинансировании с системным экономическим давлением со стороны Москвы, что привело к «похолоданию в отношениях». Он указал, что Россия имеет и другие рычаги влияния, среди которых:
- нефтяной маневр;
- новая цена на газ с 2020-го;
- торговые ограничения;
- вопрос стоимости белорусской АЭС (будет строить «Росатом»).
Остались лишь кредитные отношения
Киев практически разорвал отношения с Москвой, но кредиты остаются невыплаченными. Украина занимает второе место среди должников с суммой порядка $3,7 млрд.
В декабре 2013-го Фонд национального благосостояния (ФНБ) приобрел еврооблигации на $3,075 млрд. Однако спустя два года украинские власти объявили дефолт по этим обязательствам, не выплатив ни тело долга, ни финальный купон. Поскольку облигации регулировались британским правом, Москва подала на Киев в английский суд. Окончательного решения по делу до сих пор нет.
Украина не признает долг, называя обязательства не межгосударственным кредитом, а «коммерческими бумагами». Украинские юристы пытаются доказать, что РФ принудила страну выпустить эти бонды. Однако российский Минфин по-прежнему учитывает «двусторонний межправительственный заем» на балансе ФНБ. Украина в свою очередь признает лишь долг в $0,61 млрд., который образовался в начале 90-х годов за поставки российского газа.
В рамках раздела Черноморского флота в 1997-м руководство двух стран договорилось о погашении данного долга путем ежегодного зачета за аренду Россией базы для своего флота в Крыму – по $97,8 млн. Последний взаимозачет произведен в марте 2014-го, после чего долг (оставалось $606 млн.) был заморожен. Но из данных Минфина Украины непонятно, когда именно произведен взаимозачет – до или после присоединения Крыма.
«На сегодня нет инструмента обслуживания и погашения этого долга, поскольку Россия в одностороннем порядке остановила, денонсировала эти соглашения [по Черноморскому флоту]», — заявляла в 2016-м Галина Пахачук, возглавлявшая в то время департамент долговой политики украинского Минфина.
[thumb1]
Проблемная Венесуэла
Вне пределов бывшего СССР основным должником России является Венесуэла. По данным Минфина, в 2027-м Каракас должен вернуть $3,15 млрд. Еще в 2011 году Москва предоставила латиноамериканцам кредит для закупки российских вооружений.
В июне президент Владимир Путин озвучил цифру $3,5 млрд. РБК не удалось выяснить, в чем причина расхождений в подсчетах Минфина и Кремля. Не исключено, что помимо оружейного займа Венесуэла имеет и другую задолженность перед Россией.
К концу сентября Москва ожидает от Каракаса очередного платежа по кредиту — $200 млн. Однако после введения санкций в отношении правительства Венесуэлы с получением платежей в долларах, вероятно, возникнут проблемы.
По словам юриста-международника, доцента РАНХиГС Киры Сазоновой, кредитование союзников всегда потенциально убыточно, поскольку деньги выдаются, как правило, под льготную ставку, а реструктуризация задолженности оборачивается потерями. Если говорить о Венесуэле, то ее кредит трижды реструктуризировался: в последний раз в ноябре 2017-го.
«Кредит, выдаваемый государству, основан в значительной степени не на экономических резонах и финансовой выгоде, а на политических основаниях», — поясняет Сазонова.
Солидные долги Кубы
Гавана задолжала Москве до $3 млрд., хотя кубинский Минфин не ответил на запрос РБК. Приблизительную сумму издание рассчитало исходя их урегулированной в 2014-м задолженности. В то время Россия списала союзному государству 90% долга, оставив сумму $3,52 млрд. С учетом того, что обязательства погашаются раз в полгода равными платежами, Кубе осталось выплатить половину долга — $1,76 млрд.
Но в 2015-м российские власти предоставили Гаване две новых кредитных линии суммой $1,44 млрд. Деньги предназначались на местные отраслевые проекты, но остается неизвестным, какая сумма использована.
Кредиты на строительство АЭС
Немалые средства выделены в виде экспортных госкредитов на постройку атомных электростанций за рубежом. РБК идентифицировало двух таких заемщиков – Бангладеш и Венгрию.
«Росатом» ведет строительство АЭС в Бангладеш с 2017-го. За год до этого Москва выделила на постройку объекта кредитную линию — $11,38 млрд. сроком на 20 лет. Причем погашение кредитных обязательств начнется лишь с 2027-го. Между тем по данным Минфина республики, средства Россия выделяет с 2014-го и на протяжении 5 лет предоставила около $2 млрд.
Для венгерской АЭС «Пакш» госкредит объемом до 10 млрд. евро ($11,1 млрд.) Москва одобрила в 2014-м. Но по информации Управления госдолга Венгрии, к середине нынешнего года реально выделено только 0,25% ($28 млн.) от объема кредитной линии.
«Отрицать не стану — мы уже отстаем от графика. Но отставать от графика — не означает отказываться от работы совсем. Это означает лишь то, что электростанция будет введена в строй позднее, чем планировалось. Задержки вызваны в основном затянувшимися формальными процедурами ЕС, которые заняли гораздо больше времени, чем следовало бы», — заявлял в марте глава МИД Петер Сиярто.
Кира Сазонова считает, что пока рано говорить о проблемах, поскольку на строительство крупных инфраструктурных проектов типа АЭС уходит по 7-10 лет. Правда, в странах ЕС популярность атомной энергетики снижается, что ведет к фактической заморозке подобных проектов.
«Мы, конечно, не знаем всех причин, ставших «тормозом» по постройке АЭС, но для Венгрии, вероятно, можно назвать пакет антироссийских санкций со стороны ЕС, которые недавно были вновь пролонгированы», — полагает профессор экономического факультета МГУ Наталья Щеголева.
Долги Индии
Индийский Минфин на конец минувшего года называл сумму задолженности перед Россией до $1,1 млрд., номинированных в рупиях. Кредиты выдавались Дели во времена Советского Союза на закупку вооружений. Теперь они погашаются за счет экспорта индийских товаров в Россию.
В апреле 2018 года Государственный банк Индии прекратил платежи за поставки российских вооружений, после того как США ввели санкции против «Рособоронэкспорта», пишет РБК со ссылкой на индийские СМИ. Вопрос не был урегулирован более года, однако в итоге стороны нашли альтернативу долларовым платежам. Неизвестно, осталась ли у Индии просроченная задолженность по закупкам российского оружия, но в любом случае возможный долг образовался не перед Российской Федерацией, а перед «Рособоронэкспортом».
В феврале издание Indian Express сообщало о договоренности между сторонами. Предполагалось, что Россия выплатит деньги поставщикам оборудования для АЭС «Куданкулам», которые индийским властям следует возместить. Дели переведет долг на Индийскую корпорацию NPCIL и предоставит ей субсидии для выплат. Но правительство сократило бюджетную поддержку корпорации атомщиков, что обернулось задержкой платежей в адрес России.
Задолженность NPCIL по «российскому кредиту» на конец марта 2018-го составляла 39 млрд. рупий (порядка $600 млн.). РБК полагает, что с учетом обязательств корпорации по атомной энергии, которая в официальных документах не раскрывается, долги Дели перед Москвой значительно выше.
Есть ли обязательства у Китая?
Журналистам не удалось идентифицировать заемщиков, задолжавших России еще порядка $13 млрд. В последний раз аудиторы Счетной палаты подробно сообщали о должниках России в отчете об исполнении бюджета-2015. Не исключено, что среди них присутствуют Китай и Марокко (эти страны не раскрывают сведений о двусторонних кредитах). Возможно, кредиты получили иностранные госпредприятия – в статистике правительств их долги не отражаются.
На запросы РБК в национальные министерства финансов ответили лишь белорусское и сербское ведомства. Сербы сообщили, что долг страны перед РФ составляет $647 млн.
Издание поясняет, что в составе российских госкредитов не учитывались гособлигации США, Франции, Германии, Великобритании, Японии и других стран, которыми от имени Минфина владеет Банк России в рамках управления валютными резервами. По состоянию на 1 августа подконтрольная Министерству финансов ликвидная часть Фонда национального благосостояния достигала $98,5 млрд. В конце минувшего года 40% резервов Россия разместила в госбумагах иностранных эмитентов. Между тем, невозможно точно установить, какова в них доля Минфина.
- Ваш комментарий будет первым...