На следующей неделе инициатор изъятия сверхприбылей у 14-ти компаний Андрей Белоусов лично встретится с «богачами» — представителями химпрома и горно-металлургического сектора. В мероприятии на территории Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) примет участие и глава Минфина, который, вероятно, поддержит бизнес: правительство уже заявило о нецелесообразности увеличения налогового давления на успешные компании.
Пока бизнесу нечего опасаться
На 24 августа в РСПП назначено совещание с участием первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, помощника президента Андрея Белоусова и представителей реальных секторов экономики. Об этом «Газете.RU» рассказал представитель первого вице-премьера.
В ходе встречи участники обсудят вопросы, касающиеся выработки стимулов и создания необходимых условий для инвестирования дополнительных прибылей компаний (образовавшихся вследствие ослабления рубля) в развитие отечественной экономики и новые рабочие места.
«При этом правительство считает нецелесообразным увеличение налогового бремени в связи с получением бизнесом дополнительной прибыли. Все решения по донастройке налоговой системы были приняты ранее, дополнительное увеличение нагрузки и изъятие прибыли правительством не обсуждается», — пояснили в Минфине.
От неназванных источников «Газета.RU» узнала, что во всех профильных министерствах уже готовы отрицательные заключения на предложение Белоусова.
Инициатива без поддержки
В конце минувшей неделе стало известно о предложении помощника президента обложить дополнительными налогами ряд компаний сектора перерабатывающей промышленности. Белоусов аргументировал инициативу необходимостью финансирования нового майского указа главы государства.
Сумму «излишков» чиновник президентской администрации оценил в 513,7 млрд. руб. В перечне кандидатов на изъятие дополнительной прибыли оказались 14 известных предприятий, в т.ч. «Северсталь», НЛМК, «Полюс», «Мечел», «Алроса», ММК, «Норникель», «Сибур».
РСПП сразу критически оценил идею Белоусова, а 17 августа обнародовал сообщение с предупреждением о высокой вероятности корпоративных дефолтов в случае ее реализации.
«Компании столкнутся с общим кризисом кредитоспособности и платежеспособности. Реализация инициативы приведет к дефолту ряда компаний, а также к сокращению корпоративных инвестиционных и социальных программ», — указано в сообщении Союза.
Промышленники считают, что идея Белоусова напротив заблокирует исполнение майского президентского указа в части эффективного развития отраслей и увеличении доли экспорта несырьевой продукции.
«Все это окажет негативный эффект на конкурентоспособность и лидирующие позиции российских предприятий на мировом рынке, сопровождаемый отрицательным мультипликативным эффектом на смежные отрасли, что в конечном итоге приведет к сокращению налоговой базы и снижению темпов роста ВВП, — указано в заявлении РСПП.
Компании не желают делиться
Аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова считает, что бизнес несколько драматизирует перспективу, говоря о вероятности дефолтов.
«Не совсем ясно, о банкротстве каких компаний может идти речь. Прибыльность упомянутых в инициативе компаний достаточно высока и сопоставима с прибыльностью нефтяных компаний», — поясняет эксперт.
По EBITDA рентабельность холдингов черной металлургии колеблется в пределах 25-30%, у «Сибура» — до 35%. У других производителей проблем с рентабельностью тоже нет:
- калийные удобрения, цветной металл («Норникель») – 45-50%;
- азотные и азотно-фосфорные удобрения – 25-30%.
Предприятия этих отраслей в основном ориентированы на экспорт, поэтому выигрывают от ослабления рубля, подчеркивает Соснова.
Белоусов в комментариях «Ведомостям» по поводу сверхдоходов компаний заметил, что тем «делиться надо». В нынешней ситуации якобы следует создать механизм, позволяющий частично изымать доходы у сырьевых экспортеров, получаемые ими за счет девальвации. Для химиков и металлургов законодательно не предусмотрено изъятие таких доходов через налог на прибыль, поэтому необходимо разработать действенный механизм, увязав его с курсом рубля, изменением рыночной конъюнктуры, а также инвестициями компаний в свои же производства.
Риски избирательного налогообложения
Участники рынка и аналитики сходятся во мнении о наличии рисков при повышении фискальной нагрузки, поэтому негативно оценивают инициативу помощника президента. Так, международное рейтинговое агентство Fitch предупреждает о вероятности давления на прибыльность компаний и уменьшении свободных денежных потоков.
«Инициатива о более высокой налоговой нагрузке может заставить компании выбрать либо снижение дивидендных выплат, либо уменьшение будущих капитальных затрат, либо наращивать кредитное плечо. Мы ожидаем, что давление на рейтинги будет самым сильным для эмитентов, столкнувшихся с комбинацией значительного налога на доходы, ограниченного заемного капитала по текущим рейтингам и невозможностью скорректировать свои дивиденды или капвложения», — отмечает Fitch.
Аналитики рейтингового агентства надеются, что изъятие «сверхдоходов» не повлияет на проекты, находящиеся на завершающей стадии. В то же время инициатива властей может подтолкнуть предприятия к переориентации инвестиций на низкомаржинальную торговлю.
По мнению главы Экспертной группы Veta Дмитрия Жарского, избирательное налогообложение в несырьевой отрасли способно обернуться огромным ущербом для всей российской экономики.
При изъятии сверхприбыли в пользу государства акционеры по сути теряют интерес к инвестированию: они либо не получат дивидендов от вложения капитала, либо их размер будет регламентирован. При таком раскладе государственные и частные предприятия фактически будут уравнены, т.к. ключевым бенефициаром станет государство, а столпы рыночной экономики — акционерные общества превратятся в рудимент, считает Жарский.
«Необходимо понимать, что применение механизма windfall tax или налога на сверхприбыль пока что на практике ни в одной стране с развитой рыночной экономикой не проводилось, следовательно, о последствиях можно только строить предположения», — поясняет эксперт.
Власти не будут спешить
В Sberbank CIB отмечают: инициатива Белоусова до сих пор не поддержана правительством, следовательно, острой необходимости для бюджета на нынешний и следующий год не наблюдается. Поэтому вряд ли власти станут спешить с увеличением налоговой нагрузки на сектор, для компаний которого сделать это несложно: к примеру, путем повышения ставки налога на добычу полезных ископаемых.
«Что касается сталелитейных компаний, то, учитывая усиливающийся во всем мире протекционизм, мы не ожидаем введения экспортных пошлин. НДПИ здесь не сработает, т. к. производство стали — это перерабатывающий бизнес», — добавляют аналитики.
До настоящего времени отсутствовали прецеденты обложения специфическим налогом отдельных предприятий, поэтому названные помощником президента 14 компаний являются своеобразным примером того, какой объем средств мог бы получить бюджет при введении дополнительного налога. Вероятно, Белоусов таким способом хотел привлечь внимание властей к обсуждению данной темы.
«Если в нефтегазовой отрасли число компаний ограничено, то металлургический, горнодобывающий и химический сектора характеризуются большим разнообразием. В связи с этим мы полагаем, что в итоге обсуждение будет разделено на несколько каналов. Когда это произойдет, обсуждаемая сумма существенно уменьшится, и вся инициатива станет намного менее привлекательной», — прогнозируют в Sberbank CIB.
Для сохранения привлекательности инвестиционного климата и мотивации акционеров химических, металлургических и горнодобывающих предприятий вкладывать капиталы в Россию, правительство будет стараться как можно реже менять налоговые правила, заключают аналитики «Сбербанка».
Могу сказать, что с этим проектом никто спешить не будет. Какой зажиточный олигарх захочет делиться деньгами. Люди будут беднеть — олигархе богатеть вот и вся концепция жизни.