Украинское правительство ставит амбициозную цель: в среднесрочной перспективе сравняться в оплате труда с Польшей. Сегодня зарплаты в стране почти втрое ниже, но на реализацию масштабных планов премьер-министр Денис Шмыгаль отводит почти десятилетие.
Нелегкая задача
Несмотря на пандемию, в минувшем году средняя зарплата в Украине выросла на 10% — до 14,2 тыс. грн. Однако условия польских работодателей выглядят заметно привлекательней, поэтому на чужбине трудятся до 2 миллионов украинцев, констатирует «Апостроф». Однако глава кабмина не считает утопией доведение зарплат соотечественников до показателей отдельных членов Евросоюза.
«Самая важная задача, которую ставит правительство, — это к 2030 году выйти по средним зарплатам на уровень наших соседей из Польши или Словакии», — написал Шмыгаль на своей странице в Facebook.
На воплощение идеи в реальность остается 9 лет. За это время в стране многое может измениться. Наверняка неоднократно сменится руководство госаппарата и в случае провала «важнейшей задачи» даже спрашивать не с кого будет.
Простая арифметика
У наших ближайших соседей на западе зарплаты примерно одинаковы:
- Польша: «минималка» — 580 евро (около 20 тыс. грн.), средняя – 1177 евро (более 40 тыс. грн.);
- Словакия: 2800 злотых (21 тыс. грн.) и 5411 злотых (40,8 тыс.) соответственно.
При этом польские эксперты прогнозируют небольшой рост средней зарплаты в течение года — до 5443 злотых (40,8 тыс. грн.). В Украине минимальный размер оплаты труда составляет 6 тыс. грн., средний – 14 тысяч, т.е. в разы меньше «соседских».
Если доход украинцев продолжит расти на 10% в год, есть шанс достичь показателя в 35 тыс. грн. к концу десятилетия. Цифра впечатляет, но не дотягивает до польского или словацкого уровня.
При этом далеко не факт, что ежегодный прирост будет именно таким, указывает издание. Даже если мерить в национальной валюте. Потому что непонятно, каким в 2030 году будет курс гривны к евро (и злотому, хотя не исключено, что Польша к этому времени войдет в зону евро). Если приблизительно таким, как сейчас, то это будет около 1000 евро. А если произойдет существенная девальвация гривны, как в 2008 или 2015 году? Ведь в этом случае даже 100%-й рост за десять лет обесценит доходы украинцев в пересчете на евро.
Гонка за лидерами
Наши соседи не дотягивают до уровня Германии или Австрии, поэтому тоже будут стремиться к повышению зарплат. Эксперт рынка труда Татьяна Пашкина видит и другие причины для роста благосостояния жителей этих стран. Там раньше начали вкладываться в экономику: за прошлое десятилетие их усилия в разы превзошли показатели Украины.
«У них уже есть определенный запас прочности плюс опыт удачного привлечения больших инвестиций, и они, в принципе, воспринимаются как достаточно успешный полигон для вложения денег и, соответственно, для создания новых рабочих мест, инвестиций в обучение», — пояснила Пашкина.
К тому же в этих странах заметно меньше «серых» и «черных» рынков труда. По официальной статистике, в Украине свыше 20% приходится на неформальную занятость. С учетом различных схем типа зарплат в «конвертах», оформления работникам статуса ФОПов и других хитростей для снижения налоговой нагрузки — теневая занятость может превышать даже половину рынка труда.
Надежда вместо прогнозов
Многие молодые украинцы разуверились в способности украинских властей обеспечить достойные условия для жизни и труда. Зачастую они уезжают за границу не только на заработки, но и на постоянное место жительства.
Так, в 2019-м на территории Польши родилось в 1,6 раза больше украинских малышей, чем годом ранее. Даже в «коронакризисный» 2020-й рост составил 14%.
«А, если у вас там семья, ребенок, хороший ипотечный кредит, где вы будете поднимать размер средней заработной платы?», — задает риторический вопрос Татьяна Пашкина.
Президент Всеукраинской ассоциации компаний международного трудоустройства Василий Воскобойник полагает, что даже при зарплатах в 60-70% от уровня польских (25 тыс. грн.) трудоспособные граждане оставались бы на родине.
«Для того чтобы украинцы массово не ехали на работу за границу, нужны две вещи: чтобы они видели перспективы в своей родной стране для себя и, главное, для своих детей, и, второе – имели возможности для устройства на работу, которая позволяла бы им не нищенствовать, а достойно существовать», — поясняет эксперт.
Собеседник издания не питает ложных иллюзий относительно повышения зарплат до уровня польских и словацких.
«Для этого нужно, чтобы украинская экономика начала расти на 15% ежегодно (в 2018 году ВВП вырос на 3,4%, в 2019 году — на 3,2%, а в «ковидном» 2020 году он упал на 4,4% — «Апостроф»). Хорошо, если нам удастся не увеличивать разрыв между зарплатами, который растет в последнее время», — аргументирует позицию Воскобойник.
Аналогичного мнения придерживается и Татьяна Пашкина: при отсутствии оптимистических прогнозов, остается лишь надеяться.
«Как известно, надежда умирает последней — в ужасных муках», — заключает эксперт.
- Ваш комментарий будет первым...