Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении пакет законов о создании оффшорных зон в Калининградской области и Приморском крае. Специальные административные районы (САР) на островах Октябрьский и Русский станут альтернативой зарубежным офшорам.
Инициированные депутатами и членами Совфеда от Калининградской области и Приморья законы наделяют один из федеральных органов власти функциями по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию деятельности САР, сообщает ТАСС. Также предусматривается создание в каждом из спецрайонов управляющей компании для обеспечения функционирования САР. Контролировать деятельность управляющих компаний будут региональные власти.
Резидентами САР станут лишь иностранные юрлица
В ходе второго чтения пакета документов парламентарии приняли поправку, которая наделяет статусом международной компании, зарегистрированной в САР, исключительно иностранное юрлицо. Это может быть коммерческая корпоративная организация, принявшая решение изменить личный закон в установленном данным законом порядке. Согласно принятым поправкам, международная компания должна базироваться в пределах САР. В качестве резидентов офшоров не могут регистрироваться финансовые организации (кредитные и некредитные), а также операторы платежных систем.
«Принципиальное изменение — то, что сузили предмет регулирования будущего закона, установив, что его действие распространяется исключительно на иностранные компании», — пояснил Николай Николаев, глава думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.
Иностранное юрлицо будет получать статус международной компании параллельно с госрегистрацией в ЕГРЮЛ. Для этого ему необходимо подать заявку в управляющую компанию на заключение договора об осуществлении деятельности в качестве участника специального административного района и принять обязательства по инвестированию на территории РФ минимум 50 млн. руб. Инвестиции необходимо произвести в течение полугода с момента регистрации международной компании.
Международная компания наделяется правом без согласия управляющей компании возложить исполнение обязательства по инвестированию на любое лицо или группу, аффилированную с данной компанией.
Претендующему на статус международной компании в САР юрлицу необходима регистрация (либо создание) в государстве, являющемся членом или наблюдателем Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием средств (ФАТФ) либо членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл).
Международная компания может проходить госрегистрацию в порядке редомициляции (менять одну юрисдикцию на другую). При этом документы следует подавать в управляющую компанию спецрайона, которая в свою очередь направит их в орган, осуществляющий госрегистрацию юрлиц, и Банк России (в некоторых случаях). Зарегистрированные в порядке редомициляции компании должны быть созданы не позднее 1 января 2018-го.
Льготы и расчеты
Особый режим налогообложения международных компаний регулируется отдельным законом. Обложение их сборами предусматривает следующие ставки:
- 0% — по доходам, полученным международной компанией в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов компания владеет не менее одного года на праве собственности не менее чем 15% вкладом в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации либо депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов;
- 5% — по доходам, полученным иностранными лицами по акциям (долям) международных холдинговых компаний, которые на дату выплаты дивидендов являются публичными компаниями.
Налоговый орган будет ставить на учет международную компанию на основании заявления и предоставляемых для госрегистрации документов. Необходимые бумаги следует подать в налоговых органы не позже 15-дневного срока с момента регистрации компании в качестве резидента САР. Постановка на учет международных компаний является налоговой тайной. Указанные в документе ставки налогообложения будут применяться к доходам, полученным юрлицом до 1 января 2029 года.
Валютным законодательством предусмотрено, что зарегистрированные в САР компании не являются резидентами и признаются иностранными организациями. Поэтому еще в первом чтении законопроектов была принята норма, позволяющая зарегистрированным в спецрайонах компаниям проводить расчеты в валюте без использования счетов в уполномоченных банках и ограничений по суммам транзакций. Но ко второму чтению данная норма была скорректирована: на территории РФ иностранным юрлицам разрешено осуществлять наличные расчеты в рублях и валюте в пределах 100 тыс. руб. Данная норма распространяется на всех нерезидентов.
Согласно принятым нормам, учет прав на ценные бумаги иностранных эмитентов осуществляет только депозитарий, которому открыт счет лица, действующего в интересах других лиц, в иностранной организации, осуществляющей учет прав на ценные бумаги и включенной в перечень Банка России; депозитарий, который зарегистрирован в качестве лица, действующего в интересах других лиц, в реестре акционеров или владельцев иных ценных бумаг; депозитарий, которому открыт счет депо номинального держателя в указанных выше депозитариях, указывает ТАСС. Центральный депозитарий наделяется правом регистрироваться в реестре акционеров или владельцев иных ценных бумаг, ведение которого осуществляется по договору с иностранным эмитентом с местом учреждения в государствах, являющихся членами ОЭСР, членами или наблюдателями ФАТФ или членами Манивэл и (или) участниками Единого экономического пространства, в качестве лица, действующего в интересах других лиц.
Вопросы труда и занятости
При обсуждении законопроектов в первом чтении член Совфеда и соавтор пакета инициатив Алексей Майоров заверил парламентариев, что «трудовые вопросы» будут исключены из пакета. Ко второму чтению авторы действительно исключили положения о «дополнении перечня лиц, имеющих право на осуществление деятельности по заемному труду».
Ранее предлагалось включать в список юрлиц, в т.ч. иностранных, которые «временно направляют работников с их согласия к лицам, являющимся участниками экспериментальных проектов опережающего развития на территориях Калининградской области». Также из закона изъяли положение о расторжении трудового договора.
Открытый реестр судов
Принятые Госдумой законы предусматривают также поправки в Кодекс торгового мореплавания РФ: в частности, вносятся изменения в части создания Российского открытого реестра судов. В нем будут регистрироваться морские суда (кроме рыбопромыслового флота), владельцами которых являются иностранные граждане и юридические лица. В список могут включаться «спортивные, парусные, прогулочные и маломерные суда, используемые в коммерческой и некоммерческой деятельности».
Ко второму чтению авторы добавили в перечень суда, которые используются в коммерческих целях, даже если их эксплуатация не связана с торговым мореплаванием. Зарегистрированные с открытом реестре морские суда наделяются правом ходить под государственным флагом России.
Послабления банкам в плане льгот можно расценить как некую систему продвижения. Но, будет ли это хорошо для юридического лица?
Ну в России есть и на данный момент оффшорные зоны, некоторые из которых работают уже давно. Но вот как-то прорыва от них нет. Скорее просто уход от налогов и не более того. Так же и тут будет.
Пока эти законы начнут работать, много воды утечет. Кто хотел прикрыть свои доходы, тот и прикроет. Время — деньги, тут работает в прямом смысле.
Российский офшор не будет так непрозрачен как офшор иноземный. Это гавань, видимо, только для своих.