Регулирование рынка коллекторских услуг не принесло облегчения заемщикам. Напротив, должникам зачастую приходится сталкиваться с откровенными вышибалами. Но подобная ситуация, похоже, не волнует ни правоохранителей, ни законодателей, ни кредиторов.
По данным компании «Секвойя кредит консолидейшн», за период с 1 июня 2016-го по настоящее время объем продаж долгов коллекторским агентствам сократился на 13,5%, зато качество цессионных портфелей стало заметно лучше, рассказывает портал «Версия».
Такое положение говорит о том, что сами банкиры начали эффективнее взыскивать задолженность (особенно просрочку до 60 дней), а заемщики улучшили финансовую дисциплину. К тому же в последнее время финансисты практически не продают коллекторам кредитные обязательства с обеспечением.
Парадоксальные факты
Однако статистика Центробанка свидетельствует о другом: объем просроченной задолженности физлиц за минувший год вырос на 5,1 миллиарда – до 994,8 млрд. руб.
Несмотря на рост задолженности перед кредиторами, доля легальных коллекторских агентств значительно сократилась. В официальном реестре значатся лишь 130 компаний, причем в некоторых регионах профессиональных взыскателей вообще нет. К примеру, на 21 июня в госреестре УФССП не значилось ни одной коллекторской организации, занимающейся возвратом задолженности на территории Калининградской области.
Выходит, кредиторы и должники есть, а взыскателей нет… Эксперты считают, что солидные банки не прибегают к помощи «нелегалов» С другой стороны, портфели просроченных кредитов кочуют из агентства в агентство и гипотетически банкиры способны пользоваться подобными схемами. Если же «самодеятельность» вскроется, отвечать придется не только незарегистрированным коллекторам, но и самим банкам. Но чаще к услугам «серых агентов» прибегают микрофинансовые организации.
Коллекторы по-прежнему грозят
Свидетельством существования нелегального коллекторского рынка могут служить жалобы заемщиков. Лишь за 1-й квартал ФССП получило свыше 3 тысяч. В ведомстве отмечают: большинство претензий связаны с превышением числа звонков и отправки сообщений. Однако действия «черных» коллектором не выделяются из общей статистики, поскольку в компетенцию ФССП входит лишь легальный рынок.
Можно предположить, что жалобы на нелегальных взыскателей попадают в разряд необоснованных. В настоящее время нет взаимодействия правоохранителей и судебных приставов в вопросе угроз в адрес должников. Если же запугивание подтверждено записью разговора – это уже не административное, а уголовное дело.
В итоге чиновники рапортуют о создании рынка коллекторских услуг, законопослушные агентства легализовались, а финансисты работают исключительно с профессиональными взыскателями. Вот только за полгода действия закона нет ни одного громкого дела в отношении нелегалов…
Комментарий специалиста
Глава правления ИХ «Финам» Владислав Кочетков считает, что серый сектор взыскания задолженностей продолжит свое существование. Это связано с отсутствием интереса крупных коллекторских агентств к незначительным портфелям микрофинансовых компаний. В результате долговые обязательства скупают нелегалы.
Именно небольшие МФО прибегают к услугам подобных контор, поскольку официальные игроки не видят выгоды в сотрудничестве с мелкими финансистами.
Коллекторы у нас работают мягко сказать не цивилизованно, так как их ни чем не ограничивает Закон. В Европе они выполняют функции больше консультантов, помогая заемщику найти выход из сложного положения.
Я думаю что качество коллекторов не повысилось только по статистике. Большую часть статистики повышения качества коллекторов занимают работники(коллекторы) не крупных коллекторских агентств, и из-за многих факторов(зп и другие условия роботы) коллекторы в таких агенствах работают не качественно, а соответственно в крупных коллекторских, качество роботы увеличивается.