Профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини и экономист Брунелло Роса из Италии озвучили прогноз очередного кризиса, который через несколько лет накроет весь мир. Причем избежать его не удастся, считают эксперты.
С момента краха банка Lehman Brothers минуло десятилетие, но аналитики по-прежнему спорят о причинах и следствиях финансового кризиса, оценивая степень усвоения полученных уроков для подготовки к очередному спаду, пишет Politeka со ссылкой на издание «Хвиля». Но сейчас более актуальными выглядят иные вопросы: что спровоцирует глобальную рецессию и когда она случится?
Нынешний рост мировой экономики, вероятно, продолжится в 2019 году, чему будут способствовать:
- увеличение дефицита бюджета в США;
- мягкая бюджетная и денежно-кредитная политика Китая;
- восстановление европейской экономики.
Однако уже к 2020-му сформируются условия для финансового кризиса с последующей глобальной рецессией. На его приближение указывает целый десяток факторов.
Политика бюджетного стимулирования
Сейчас такая политика обеспечивает США годовые темпы роста экономики выше потенциального 2-процентного уровня, но такая политика неустойчива. Уже к 2020 году стимулы выдохнутся, темпы роста ВВП снизятся с 3-х менее чем до 2%.
Стимулирование не ко времени
Эксперты указывают на то, что американская экономика начинает перегреваться, а инфляция – превышать целевой уровень. Это стало следствием стимулирования. В дальнейшем Федрезерв планирует и дальше повышать учетную ставку – с нынешних 2% не менее чем до 3,5% к 2020-му. Вероятно, это будет способствовать росту краткосрочных, долгосрочных банковских ставок и курсу доллара.
Но инфляция растет и в других развитых странах. Дополнительное давление на этот показатель оказывают растущие цены на нефть. Если крупнейшие центробанки для нормализации монетарной политики пойдут следом за ФРС, это обернется сокращением глобальных объемов ликвидности, следовательно, потребует повышения процентных ставок.
Эскалация торговых баталий
Практически не остается сомнений в грядущем усилении торгового противостояния США с Китаем, Европой, Канадой, Мексикой и др. В итоге споры обернутся ростом инфляции на фоне замедления экономического роста.
Усиление стагфляционного давления
Политические решения администрации Трампа усилят стагфляционное давление, заставляя ФРС увеличивать ставки еще выше. Американские власти вводят ограничения на инвестиции и на трансферы технологий, что негативно влияет на производственные цепочки. Они также ограничивают иммиграцию, необходимую для экономического роста в условиях старения населения.
У Белого дома нет инфраструктурной политики, чтобы решить проблему узких мест, которые мешают расширению предложения товаров и услуг. Вашингтон также не поощряет вложение инвестиций в зеленую экономику.
Политика протекционизма
Рост экономики в мире наверняка замедлится, в т.ч. за счет американской политики протекционизма. Для собственной защиты другим странам придется принимать ответные меры. Так, КНР притормозит рост ВВП для решения проблем с избытком мощностей и задолженности, иначе государство ожидает довольно жесткая посадка. Развивающиеся страны, которые и без того имеют неустойчивое положение, будут и в дальнейшем испытывать на себе удары протекционизма и последствия ужесточения монетарных условий в США.
Ужесточение монетарной политики
Европе также грозит замедление темпов роста из-за затруднений во внешней торговле и ужесточении монетарной политики. Популизм руководства некоторых стран также способен содействовать неустойчивой долговой динамике в еврозоне.
До сих пор нерешенный вопрос «порочного круга», сковывающего правительства и банки, которые владеют госдолгом, будет усугублять существующие проблемы, связанные с незавершенностью процесса формирования этого валютного союза и его неадекватным распределением рисков, пишет «Хвиля». В подобных условиях новый глобальный спад может подтолкнуть Италию и другие страны вообще выйти из еврозоны.
Пузыри на фондовых рынках
На мировых фондовых рынках, включая американский, надуваются пузыри. В США коэффициенты «цена акций к прибыли» уже наполовину превышают исторический средний уровень. Оценки непубличных компаний, как и стоимость облигаций (с учетом низкой доходности и отрицательных премий за долгосрочность вложений), явно завышены. Высокодоходные кредиты продолжают дорожать, а уровень корпоративных долгов уже соответствует рекордным для США уровням.
Во многих развивающихся странах и даже некоторых развитых закредитованность населения явно избыточна. Этому способствует и сильно подорожавшая с последние годы жилая и коммерческая недвижимость.
По мере сгущения туч глобального шторма, на рынках развивающихся стран – рынках акций, товаров и инструментов с фиксированной доходностью – продолжится коррекция, приводит «Хвыля» мнение экспертов. А поскольку дальновидные инвесторы уже начинают предчувствовать замедление темпов роста в 2020 году, рынки проведут в течение ближайшего года переоценку рискованных активов.
Риски неликвидности и снижения стоимости
Как только начнется коррекция, резко усилятся риски неликвидности и срочной распродажи по сниженным рыночным оценкам. Деятельность брокеров и дилеров будет сокращена, что негативно отразится на объемах поддержания рынка и операциях с ценными бумагами. Излишнее применение высокочастотной (алгоритмической) торговли акциями способно спровоцировать резкий обвал (flash crash). Сейчас инструменты с фиксированной доходностью в основном сконцентрированы в открытых целевых кредитных фондах.
Если инвесторы начнут массово избавляться от рисков, у финансового сектора развитых держав с номинированными в доллары обязательствами, не говоря уже о развивающихся странах, не будет доступа к кредитору последней инстанции в лице Федрезерва. В случае повышения инфляции и нормализации монетарной политики, они уже не смогут рассчитывать на поддержку, которую имели от центробанков в период после предыдущего кризиса.
Внешнеполитический кризис
В предвыборном 2020-м у Трампа может возникнуть желание спровоцировать внешнеполитический кризис. Особенно если в нынешнем году демократы возьмут большинство в Палате представителей.
Президент США развязал торговую войну с Китаем, но атаковать имеющую ядерное оружие КНДР он не посмеет. В этом случае идеальной мишенью для Трампа может стать Иран. При военной конфронтации с Тегераном вероятен стагфляционный геополитический шок. Отчасти он будет схож с ситуациями 1973-го, 1979, 1990 годов, когда нефть резко выросла в цене. Но из-за этого глобальная рецессия будет наоборот более суровой.
Отсутствие инструментов для сопротивления
Как только на горизонте возникнет «идеальный шторм», не будет политических инструментов для борьбы с ним. Огромные размеры госдолга не позволят расширить пространство для бюджетных стимулов.
Возможности для проведения нетрадиционной монетарной политики будут ограничены раздутыми балансами центробанков и отсутствием пространства для снижения процентных ставок, рассказывает «Хвиля». Тем временем, предоставление денежной помощи финансовому сектору будет неприемлемо для стран с бунтарскими популистскими движениями и находящимися на грани неплатежеспособности правительствами.
Американские законотворцы ограничили ФРС в возможностях предоставлять ликвидность небанковским и зарубежным финучреждениям, имеющим номинированные в долларах обязательства. Подъем популистских партий не позволяет Евросоюзу провести реформирование, как и создать институты для противодействия грядущему кризису и экономическому спаду.
В период кризиса десятилетней давности власти имели политические инструменты для предотвращения свободного падения. Однако при наступлении нового спада, руки правительств будут связаны, поскольку суммарный долг уже сейчас превышает объем 2008-го. Поэтому очередной кризис и последующая рецессия будут более жесткими и продолжительными, заключают американский и итальянский экономисты.
Слишком много если, которые могут произойти, а могут не произойти, тем более, что ситуация в мире, как экономическая, так и геополитическая, меняются куда быстрее, чем это было ранее. Но в целом, скорее они правы, чем нет.
Для тех кто не в курсе, Рубини предсказал кризис в 2008 году, хотя как мне кажется он прошел довольно гладко, не взирая на банкротства некоторых крупных банков. Неизбежность нового кризиса думаю тоже не за горами, больше печалит, тот факт, что если он случится, то нефть рухнет в разы и бюджету России будет жутко больно.
Кризисы периодичны. Предсказать глобальный кризис в нынешних условиях готовы многие. Слишком все напряжено!
Прогноз немного пугает, конечно, но надеюсь, что если кризис и будет, то не слишком глубокий, и люди не останутся совсем без средств для жизни. И после каждого кризиса все равно начинается потом подъем, кризис лишь очищает экономику от неэффективных структур.
Наверное, кризисы (даже глобальные) — единственный способ саморегуляции экономики, они возвращают рынок к какому-то балансу, открывают возможности для новых инициатив. И хотя локально разрушают бизнес (а часто и жизнь) людей, но при этом оздоравливают общий климат в мире.
Да, мир глобализирован. Протекционистская политика США и торговые войны затрагивают даже те страны, где особой торговли ни со Штатами, ни с Китаем нет. Но иного пути нет, ведь даже кризис мирового масштаба лучше натурального хозяйства и бартера.