Американские законодатели смягчили последнюю версию проекта об антироссийских санкций в части давления на российский банковский сектор. В то же время риск блокировки операций госбанков в юрисдикции США сохраняется. В новом законопроекте предусмотрены и некоторые ужесточения.

Обновление режима санкций

Новая версия законопроекта «О защите американской безопасности от агрессии Кремля (DASKA), внесенная сенаторами в конгресс 13 февраля, предполагает ослабление давления на крупнейшие российские финансовые институты. Об этом пишет Газера.ру со ссылкой на РБК, которому удалось ознакомиться с текстом документа.

Теперь в пункте о санкциях против госбанком отсутствует перечень с конкретным указанием на Сбербанк, ВТБ и еще 6 кредитно-финансовых организаций. Предполагается, что этот список будет определять непосредственно президент США.

В предыдущей версии DASKA банки России предлагалось наказывать за одну лишь принадлежность государству, тогда как в нынешнем варианте поводом для блокировки операций и активов является содействие банкиров  «вмешательству правительства РФ в демократический процесс или выборы» в иных странах.

Ограничительные меры

В законопроекте DASKA 2019 под ограничения попадает сектор энергетики и инвестиции в госдолг России. Не исключены также санкции в отношении российских судостроителей.

Авторы документа предлагают обязать лидера США вводить санкции против субъектов, намеренно финансирующих российские проекты по экспорту сжиженного природного газа (СПГ), находящиеся вне пределов РФ. Оказаться в таком списке могут лица, вложившие свыше $1 млн. в строительство таких объектов.

По-прежнему в DASKA содержится предложение о запрете на инвестиции в любые подконтрольные Кремлю энергопроекты, стоимость которых превышает $250 млн. Остаются и санкции против инвесторов, финансирующих разработку российских нефтяных месторождений. Под «колпаком» окажутся проекты стоимостью свыше $1 млн. либо подорожавшие на протяжении года с момента старта до 5 миллионов и более.

В новом законопроекте прописаны также потенциальные ограничения против компаний, работающих в судостроительном секторе. Они аналогичны SDN-санкциям (Special Designated Nationals), блокирующим деятельность предприятий. Предполагается, что в случае нарушения Москвой свободы судоходства в Керченском проливе или иных местах, ограничительные меры будут введены по решению госсекретаря.

Под ударом могут оказаться и новые выпуски государственных бумаг РФ. Ранее президенту США предоставлялось 90 дней на введение запрета, который спустя полгода должен вступить в силу. В новой версии сроки сокращены на треть - до 60 и 90 дней соответственно.

Киберсектор и ФСБ

Законодатели США инициируют введение двух пакетов ограничительных мер:

  • за предполагаемое вмешательство в выборы других стран;
  • за инцидент в Керченском проливе.

В первом случае это касается не только госбанков, суверенного долга,  топливных проектов вне пределов России, но и киберсектора. Предлагается вводить санкции в отношении физических и юридических лиц, производящих транзакции с субъектами, «способными осуществлять или поддерживать кибепреступления».

Под санкциями могут оказаться бизнесмены и политики,  которые «прямо или косвенно содействуют незаконной и коррупционной деятельности в интересах Владимира Путина». Однако авторы документа не детализировали процесс составления списка таких лиц.

Вторая группа ограничительных мер вводится в качестве ответа на действия России в Керченском проливе и касается 24-х сотрудников ФСБ. США винят  конкретных россиян в агрессии против украинских моряков.

Самые жесткие санкции

Авторами проекта закона выступили представители обеих партий сената:

  • демократы - Боб Менендес, Бен Кардин, Джинн Шейхин;
  • республиканцы - Кори Гарднер и Линдси Грэм.

Законодатели утверждают, что новые санкции в отношении Москвы будут жестче всех вводимых ранее. Первый проект был обнародован еще в августе минувшего года и сразу был назван «санкциями из ада».

Россиянам все нипочем

В комментарии по поводу готовящихся против России очередных ограничений премьер-министр Дмитрий Медведев посетовал, что они затруднят развитие страны. Но есть и позитивная новость: существенно они не навредят.

«Санкций мы, конечно, не боимся. Но и не должно быть и другого подхода, типа: «Это все ерунда!» Такой, знаете, шапкозакидательский подход», - уточнил  Медведев.

В своем выступлении на Сочинском инвестиционном форуме премьер признал влияние неблагоприятных факторов на экономику. В частности, постоянные угрозы об ужесточении санкционного давления пугают инвесторов, провоцируя тем самым отток капитала.

Ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков констатировал: Москве не приходится рассчитывать на улучшение отношений с Вашингтоном, как и на устойчивую ремиссию болезни под названием «русофобия».

Он назвал санкции «рэкетирскими нападками США» и стремлением «нечестными мерами, нечестной конкуренцией вытеснить конкурентные российские компании с рынка и расчистить таким образом место там для американского бизнеса и американской продукции».

Песков добавил, что российская экономика давно живет в режиме ограничений и уже научилась сохранять стабильность своей макроэкономики в таких условиях.

16.02.2019 08:01 · Екатерина Зайцева · специально для «Банковой»
Комментарии к новости
  • Привалов Вадим, 20 февраля 2019 11:15

    В лишний раз убеждаюсь, что Америка имеет свои "шкурные" интересы в Российских банках и соответственно контролируют их работу.

  • Юрий Шкляев, 21 февраля 2019 03:19

    Давно пора уже смягчить эти самые "адские санкции", чего америка добивается,введя санкции на российские банки-непонятно. Надеюсь, в ближайшее время их вообще отменят.

  • Сергей Жданов, 22 февраля 2019 15:32

    Вопреки мнению других авторов, думаю, что санкции это если и не навсегда, то надолго. Почему смягчили? Вероятно, что бы не загонять в угол.