Санкции против России практически достигли, по крайней мере, одной из своих целей – у нашей страны стал вполне вероятен дефолт по внешним обязательствам. Но за последнее время произошло уже столько плохого, что непонятно, насколько сильное влияние окажет отказ от выплат в валюте кредиторам из списка недружественных стран.
Дефолт вполне вероятен
У большинства сограждан при слове дефолт всплывают в памяти события 1998 года, когда у страны было желание погасить долги, но не было средств чтобы это сделать. Сегодня ситуация прямо противоположенная: есть чем платить, но правительство не хочет отдавать валюту, которой сейчас так не хватает.
В сегодняшней ситуации дефолт не будет аналогичен тому, который РФ уже пережила. Выплаты внутренним кредиторам будут производиться, так как ограничения распространяются только на список недружественных стран.
С одной стороны, руководство страны предложило получить долги в рублях, с другой, помимо того, что это нарушение и от дефолта не спасает, мало, кто из кредиторов захочет на такое пойти – курс рубля нестабилен и по факту они смогут получить намного меньшую сумму.
При 300 миллиардах долларов замороженных активов, совокупный внешний долг составляет менее трети. При желании западные «партнёры» могли бы часть из замороженных средств направить на погашение долгов, но пока идёт активная фаза военной спецоперации на Украине, вероятность такого развития событий практически нулевая.
Так что действительно, дефолт вполне вероятен, но сильно бояться его не нужно. При таком количестве санкций, введённых против России, мало кто из западных кредиторов захочет вкладывать деньги в нашу экономику, и будет дефолт или не будет, большинство граждан разницы не заметит.
Правительству нужно принимать много нестандартных решений, чтобы хоть немного компенсировать ущерб для экономики.