Внесенный в Госдуму проект бюджета на следующие три года выглядит парадоксальным. При высоких ценах на нефть правительство снижает расходы на оборону и социалку, зато повышает налоги и наращивает заимствования, в том числе внешние.
В приоритете ФНБ
Авторы документа сделали ставку на «подушку безопасности», надувание которой обойдется более чем в половину бюджета. Ради этого власти готовы пожертвовать ростом экономики, низкой инфляцией и доходами населения. Похоже, Кремль готовится к финансовому противостоянию не только с миром, но и собственными гражданами, пишет «Независимая газета».
Отныне главным резервом правительства является Фонд национального благосостояния (ФНБ), о чем красноречиво говорят планы по его четырехкратному увеличению к 2021 году – до 14,3 трлн. руб. с нынешних 3,5 триллионов. Ни одна из других статей проекта бюджета не предполагает такого фантастического роста. При этом наполняться ФНБ будет в экстренном порядке за счет:
- роста налогов;
- обнуления экономического роста;
- разгона инфляции;
- сокращения социальных расходов;
- снижения трат на оборону;
- наращивания внутреннего и внешнего долга.
Заимствования без трат
Финансовые власти планируют каждый год откачивать из экономики в среднем по 2,5 трлн. руб. путем размещения государственных облигаций РФ:
- 2019 год – 2,43 трлн. руб;
- 2020 год – 2,38 трлн. руб;
- 2021 год – 2,56 трлн. руб.
Кроме того, ведомство Антона Силуанова намерено ежегодно занимать по $3 млрд. на внешних рынках. И это притом, что расходование средств Фонда национального благосостояния фактически не предусмотрено.
«В 2019–2021 годах, согласно бюджетным правилам с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, не предполагается использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации», — говорится в пояснительной записке к проекту.
Предполагается, что в течение следующих трех лет бюджет будет избыточным:
- 2019 – доходы 19,9 трлн. руб., расходы 18 трлн., профицит 1,9 трлн. руб. (1,8% ВВП);
- 2020 – доходы 20,2 трлн. руб., расходы 18,9 трлн., профицит 1,3 трлн. руб. (1,1% ВВП).
Нефтедоллары для «кубышки»
Авторы указывают, что постепенно излишки пойдут на убыль: в 2021-м профицит составит лишь 0,8% ВВП. Однако эксперты считают, что цифры будут гораздо выше, но все «лишние» деньги будут направляться в ФНБ на случай очередных кризисов.
Так, в 2019-м доходы от экспорта нефти свыше $41,6 за баррель в рамках бюджетного правила будут направлены в Фонд. Ранее отметка отсечения была $40, но на глобальных рынках нефть давно держится под $80 и даже выше, поэтому правительство немного приподняло планку. Таким образом в будущем году удастся дополнительно собрать порядка 3,3 трлн. руб., в 2020-м – 2,7 трлн. руб. (при отсечении $42,4), в 2021-м – 2,6 трлн. руб. (отсечение $43,3). За три года «подушка безопасности» увеличится с 3,8 до 11,4 трлн. руб. (до 12% ВВП).
«Бумажный дефицит» от изъятия нефтегазовых сверхдоходов власти планируют закрывать за счет внутренних заимствований. Чистое привлечение от этого источника (т.е. за вычетом расходов на обслуживание долга) предусмотрено:
- 2019 – 1,7 трлн. руб;
- 2020 – 1,8 трлн. руб;
- 2021 – 1,6 трлн. руб.
Расходы на социальную политику в следующем году снизятся почти на 2 п.п. – с 29 до 27,1%. По отношению к росту экономики расходы на социалку за 3 года сократятся на 0,6 п.п. — до 4% ВВП. Зато доля расходов на «общегосударственные вопросы» увеличится с 1,2 до 1,3% ВВП. В структуре всех расходов государства этот показатель вырастет с 7,6 до 7,8%, а в 2021-м – до 8,1%. На национальную оборону в 2019-м предусмотрено 2,8% ВВП, в следующие два года – по 2,7% ВВП. Таким образом в общем объеме бюджетных расходов доля нацобороны снизится в сравнении с 2018-м (17,6%):
- 2019 – 16,2%;
- 2020 – 16,3%;
- 2021 – 16,6%.
Региональным бюджетам помогут акцизы
В проекте бюджета предлагается также перераспределить акцизы в пользу регионов. До 2024 года правительство намерено законодательно закрепить передачу местным бюджетам 100% акцизов на нефтепродукты. Также доходы регионов может пополнить крепкий алкоголь: вместо нынешних 50% акцизов на местах будут оставлять 80%.
По мнению академика РАН Сергея Глазьева, расходы на социальные нужды в России недофинансированы, если исходить не из фискальных соображений, а с точки зрения социального государства.
В современном социальном государстве три четверти расходов бюджета направляются на нужды социально-экономического развития и лишь одна четверть направляется на традиционные функции государства – оборону, правоохранительную систему, содержание аппарата чиновников и прочее», — поясняет Глазьев.
На прошлой неделе спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин прогнозировал первое чтение бюджета в Госдуме на 24 октября. Второе и третье – на 14 и 20 ноября соответственно. Вероятно, параллельно будут также рассматриваться 3-летние проекты бюджетов Пенсионного фонда, Фонда соцстрахования и Федерального фонда обязательного медстрахования, которые внесет кабмин в рамках бюджетного пакета.
Силовики в фаворе
В ходе анализа проекта бюджета эксперты отметили засекреченность расходов в 3 трлн. руб., которые правительство без конкретики планирует направить на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. В целом же за три года финансирование закрытых статей будет увеличено на треть в сравнении с 2018-м (5,1 трлн. руб.):
- 2019 – 5,5 трлн. руб;
- 2020 – 5,9 трлн. руб;
- 2021 – 6,6 трлн. руб.
Таким образом силовики каждый год будут дополнительно получать из госбюджета по 1,5 трлн. руб. Это в 5 раз больше, чем расходы на всю медицину и в 12 – на образование. Особенно заметно вырастет финансирование прокуратуры и Следственного комитета – до 18%. На ФСБ, МВД и ФСИН предусмотрено увеличение от 5 до 10%.
Ведущий научный сотрудник «Центра развития» Андрей Чернявский отмечает, что в проекте бюджета нет особых изменений, касающихся расходов на социалку.
Основные изменения структуры этих расходов связаны с пенсионной реформой. Что касается, например, здравоохранения, образования, то там обращает на себя внимание разнесение сумм по национальным проектам. В основном в этом отношении бюджет, на мой взгляд, выглядит инерционно, резких изменений не заметно», — говорит эксперт.
«План Кудрина» не сработал
К сожалению, «план Кудрина», дававший надежды на поддержку государством разных слоев населения, не оправдал ожиданий. На деле новый закон переложил обязанности поддерживать нынешних пенсионеров на плечи пенсионеров-лишенцев, которым придется дожидаться заслуженного отдыха лишних 5 лет.
В бытность главой Центра стратегического развития (ЦСР) нынешний руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин предлагал на протяжении 6 лет увеличить расходы на медицину, образование, инфраструктуру на 10 трлн. руб. Сделать это можно было за счет сокращения расходов на оборону и введения налога с продаж, но его план так и не был принят к действию.
«За последние шесть лет расходы бюджета на образование снизились с 3,7 до 3,5% ВВП, на здравоохранение и спорт – с 3,5 до 3,3%. Затраты же на оборону выросли с 2,5 до 3,1%. Особенно резкий рост был в 2014–2016 годах: с 3,2 до 4,4%», — констатировал в свое время ЦСР.
План Кудрина увеличить пенсионный возраст был изначально непонятным. Теперь как оказывается он еще и является большой аферой.
Как по мне, то бюджет достаточно сбалансированный. Теперь основной акцент не делается на социальных программах и обороне, но все же я не могу согласиться с огромными расходами на силовые ведомства. К сожалению, они своей работой не оправдывают выделяемые им средства.
Думалось, что недофинансирование образования и медицины, будет исправлено… И его исправили. То есть сделали еще меньше. Зато силовики, как всегда в фаворе. Ну социальное государство, что уж там…