Финансовые сделки в сфере цифровых технологий стали реальностью, которую невозможно игнорировать. Любые запреты моментально оборачиваются поисками путей их обхода, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.
В ходе выступления на пленарном заседании Международного юридического форума в Петербурге глава правительства подчеркнул: в России рубль по-прежнему является единственным платежным средством, но в дальнейшем невозможно игнорировать сегмент цифровых сделок. В настоящее время специалисты готовят два законопроекта, касающиеся цифровых технологий в секторе финансов.
«Нам нужно закрепить в гражданском законодательстве базовые положения, перевести их на язык права. Поэтому вместо распространенных сленговых выражений типа «криптовалюты» и «токены» законодатели разрабатывают более юридически строгие понятия «цифровых денег» и «цифровых прав и некоторые другие», — цитирует ТАСС слова премьера.
В ногу со временем
Медведев отметил, что в настоящее время появляются все новые, порой непонятные объекты прав, и схемы вложения инвестиций в цифровые проекты, а распространяющийся блокчейн выводит трансграничные финансовые операции на новый виток развития.
Разрабатываемое законодателями регулирование должно стать основой для построения системы налогообложения цифровых активов. Также оно обеспечит судебную защиту при возникновении споров и помешает выводу активов в цифровую среду без регуляции. Это особенно актуально в плане борьбы с легализацией преступных доходов, считает премьер.
Вместе с тем глава кабмина считает, что не должно быть излишней зарегулированности в этом вопросе. Госдуме следует обеспечить правовую гибкость, не препятствующую развитию цифровой сферы.
«Попытка вообще все зарегулировать в цифровом мире является абсолютно контрпродуктивной и нереальной. Этот мир очень быстро меняется, и нам нужно иметь гибкое законодательство, которые определяет какие-то базовые термины, но не мешает развитию цифрового пространства. Как найти этот баланс — это, наверное, самая сложная задача», — сказал Медведев.
Требуется свобода действий
Премьер-министр считает неэффективными запреты в цифровой среде. Как только на что-то накладывается табу, сразу находятся обходные пути.
«Сегодня уже не работает в полном виде триада привычных методов — предписание, разрешение, запрет. В цифровой среде, на глобальных рынках достаточно сложно что-то категорично запретить и обеспечить выполнение этого запрета», — признал Медведев.
Предписания и ограничения не действенны для «цифры», поскольку все можно обойти. Это видно на примерах, касающихся защиты интеллектуальной собственности и целого ряда иных правовых институтов. Действенность регулирования ограничена, а издержки на введение контроля зачастую перекрывают ожидаемый эффект, добавил председатель правительства.
«Современное право в этом смысле должно быть рискоориентированным. То есть создавать стимулы для определенных действий, предлагать выгодную и удобную модель, оставляя свободу действий», — считает Медведев.
О правах разработчиков и инвесторов
Премьер призывает разработать правовые нормы, направленные на защиту интересов авторов инновационных проектов и инвесторов.
«Нам нужно предлагать новые правовые позиции, которые защищают права разработчиков и инвесторов, учитывают интересы бизнесменов и потребителей их услуг. Одной из таких областей является сегодня, например, беспилотный транспорт», — сказал Медведев.
Он отметил, что отечественные автогиганты уже демонстрируют собственные беспилотники, а технологические компании – активно развивают машинное обучение.
«Уже в этом году у нас пройдут полноценные испытания технологий и инфраструктуры для движения беспилотного транспорта — это не вопрос будущего, оно уже наступило, беспилотный транспорт существует уже сейчас. Чтобы поддержать это направление, правительством был принят целый пакет необходимых актов», — заявил глава кабмина.
К сожалению, подготовка нормативного материала продвигается довольно медленно, поскольку в задачу законодателей входит совмещение различных ценностей, подлежащих правовой охране, резюмировал Дмитрий Медведев.
Государство обратило внимание на цифровую экономику. Даже не знаю хорошо это или плохо. Если судить по оффлайновой хозяйственной деятельности, то скорее плохо.