Министерство внутренних дел инициирует введение уголовной ответственности за незаконный оборот криптовалют. В начале месяца силовое ведомство запросило на этот счет мнение Минфина, поскольку легализацию оборота может обеспечить регистрация в госорганах финансового и налогового регулирования. В Минэкономразвития считают преждевременным поднимать вопрос об уголовной ответственности: проект закона о цифровых финансовых активах прошел лишь первое чтение и сейчас дорабатывается.
Предложения силовиков
МВД предлагает внести корректировки в законодательство, касающееся легализации оборота цифровых валют с открытым кодом, рассказывают «Известия». По мнению правоохранителей, делать это следует «с обязательной регистрацией в государственных органах, осуществляющих финансовое и налоговое регулирование». За теневой оборот биткоинов, Ethertum и других криптовалют предлагается ввести уголовную ответственность.
Такие меры очерчены начальником главного управления по контролю за оборотом наркотиков Андреем Храповым в письме Минфину от 13 августа. Он просит ведомство высказать мнение о целесообразности подобных законодательных изменений.
Вполне вероятно, что существует практика оплаты наркотических средств криптовалютой, поэтому профильное направление МВД озаботилось вопросом установления ответственности, предполагает глава налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Давид Капианидзе.
Пояснения финансовых властей
В ответе на письмо Минфин напомнил, что в конце мая Госдума в первом чтении поддержала законопроект «О цифровых финансовых активах». В начале месяца замминистра финансов Сергей Сторчак также направлял в МВД письмо с пояснениями, что в проекте закона прописан статус цифровых технологий, которые применяются в финансовой сфере. Также в документе имеется определение цифровых активов – криптовалюты и токена.
Кроме того, в законопроекте подчеркивается: на территории России цифровые финансовые активы не являются законным платежным средством, единственным средством платежа является рубль. Но в проекте предусмотрена возможность обмена токенов на национальную или иностранную валюту.
В письме Минфина отмечено, что принятой в первом чтении редакцией предусмотрена возможность совершения сделок по обмену исключительно через «операторов обмена цифровых финансовых активов» после процедуры идентификации пользователя. Таким образом будут снижены риски владельцев криптовалют и обеспечено соблюдение требований законодательства о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
Минимизация рисков
Ко второму чтению авторы законопроекта намерены проработать вопрос об установлении обязательного контроля за операциями по обмену цифровых активов на рубли или валюту в сумме от 600 тыс. руб. либо эквивалентной в валюте. Такие меры обеспечат повышение эффективности проведения процедур идентификации в отношении криптоактивов и минимизируют риски в области ПОД/ФТ, считают в министерстве финансов.
Основные риски легализации преступных доходов и использование цифровых активов в незаконных целях могут возникнуть на этапе вывода криптовалюты в фиатные деньги, отмечается в письме Минфина.
Чиновники считают, что вопросы об ответственности за нарушение установленного порядка совершения криптовалютных сделок следует рассматривать с учетом норм законопроекта, который в настоящее время дорабатывается. В пресс-службе министерства добавили: ведомство продолжает работать над законом «О цифровых финансовых активах», поэтому статус криптовалюты пока не определен.
Сначала регулирование, потом — ответственность
По мнению замглавы Минэкономразвития Саввы Шипова, «говорить о привлечении к уголовной ответственности за действия, связанные с оборотом криптовалют, пока рано». В первую очередь следует сформировать позитивное регулирование, что планируется сделать до второго чтения закона в Госдуме.
«Не ясен предмет предполагаемого правонарушения. Предмет самостоятельного состава правонарушения, связанного с оборотом криптовалюты, на данный момент отсутствует, — подчеркнул заместитель министра. — Если же криптовалюта выступает как средство платежа при обороте оружия, наркотиков или иных товаров, за оборот которых установлена уголовная ответственность, в этих случаях привлекать к уголовной ответственности за использование криптовалюты можно уже сейчас, и речь может идти только об уточнении уже существующих составов».
Давид Капианидзе считает, что в настоящее время установление уголовной ответственности за теневой оборот криптоактивов вызывает целый ряд вопросов.
«Во-первых, он в России как таковой не узаконен, поэтому это создало бы риск уголовного преследования слишком широкого круга лиц», — поясняет юрист.
Необходимо обозначить четкие критерии операций, которые чреваты уголовной ответственностью. Но до полного регулирования оборота цифровых активов на законодательном уровне, сделать это не получится, резюмирует Капианидзе.
МВД слишком много на себя берёт, ничего не имеет — ни инструментария, ни какой то пользы, а прямо говорит — что надо отбирать средства, позор.
Как часто бывает — телега впереди лошади. Сначала ответственность, потом закон. МВД, как всегда движется по пути наименьшего сопротивления. Вместо удушения наркотрафика, наехать на криптовалюты, которыми якобы что-то оплачивается.
Можно расценить, как стратегическую задачу на будущие годы. Множество нехороших дел творятся с помощью криптовалюты, и ситуация будет только ухудшаться.