Госдума поддержала в третьем чтении долгожданный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Приняты также необходимые правки к законодательству, обеспечивающие деятельность нового института.
В документе определен правовой статус главного уполномоченного, задачей которого будет рассмотрение обращений граждан, касающихся удовлетворения их имущественных требований финансистами и страховщиками. Также прописан порядок взаимодействия омбудсмена с финансовыми организациями, их клиентами и досудебного урегулирования споров между сторонами, пишут РИА Новости.
По словам замглавы комитета по финансовому рынку Антона Гетты, несмотря на то, что против этого закона выступали «очень серьезные силы финансового рынка», он будет полезен потребителям, которые смогут без обращения в суд решать спорные моменты, связанные с кредитованием и страхованием.
«Четыре года прошло с момента принятия его в первом чтении. Нужно было убедить, в том числе участников финансового рынка, в том, что этот закон поможет не только гражданам в решении их проблем, но и снизит издержки в спорах, разгрузит суды от мелких дел и избавит рынок от профессиональных псевдозащитников, которые за последнее время создали масштабный и прибыльный бизнес», — рассказал парламентарий.
Назначение и обеспечение деятельности
Нормами базового закона предусмотрено назначение главного финансового уполномоченного по представлению Банка России, согласованному с президентом. Полномочия предоставляются омбудсмену на 5 лет. Один и тот же человек не вправе занимать эту должность более трех сроков подряд. Финансовые уполномоченные будут назначаться по рекомендации омбудсмена.
Обеспечением деятельности нового органа займется автономная некоммерческая служба, учрежденная регулятором. Финансирование будет осуществлять специальный фонд, сформированный за счет взносов ЦБ и кредитных организаций. Кроме того, фонд будет наполняться доходами службы обеспечения деятельности омбудсмена:
- от размещения, инвестирования средств на финансовом рынке;
- от оплаты за рассмотрение обращение третьих лиц по правам требования потребителя к финансовой организации;
- от иных не запрещенных законодательством поступлений.
Рассмотрение обращения
Главный финансовый уполномоченный на безвозмездной основе будет рассматривать обращения граждан в случаях:
- когда денежные претензии не превышают 500 тыс. руб;
- если требования связаны с нарушением страховщиком порядка возмещения по ОСАГО;
- если с момента нарушения права потребителя прошло не более 3 лет.
До направления обращения непосредственно омбудсмену, потребителю необходимо направить заявление в письменной (либо электронной) форме непосредственно в финансовую организацию. Та в свою очередь после рассмотрения обязана дать клиенту мотивированный ответ. Если потребителя не удовлетворит ответ, он вправе обратиться к финансовому уполномоченному. Вынесенное им решение подлежит исполнению.
При неисполнении организацией вступившего в силу решения либо условий соглашения, омбудсмен предоставит потребителю удостоверение, на основании которого судебный пристав-исполнитель обеспечит его выполнение в принудительном порядке. В случае, когда потребитель не согласен с решением самого уполномоченного, он может на протяжении 30 дней подать судебный иск к финансовой организации.
Новый закон вступит в силу через 90 дней с момента официальной публикации за исключением некоторых положений. Они будут вступать в силу поэтапно для всех участников рынка.
«С 2019 года в обязательном порядке с финансовым омбудсменом должны будут работать страховые организации. Здесь речь идет о так называемых «моторных» видах страхования – ОСАГО и каско, в первую очередь», — уточнил Гетта.
С 2020 года действие закона расширится на микрофинансовые организации, а с 2021-го он распространится на кредитные организации, потребительские кооперативы, негосударственные пенсионный фонды и ломбарды.
Что то меня берёт сомнение,что главный финансовый уполномоченный сможет чем то помочь простым людям.Ведь всё можно решить и через суд.
Все же мне кажется то, что решение вопроса через суд будет самым простым и быстродейственным способом.
В интересах простых граждан деятельность омбудсмена будет вполне значительной! К тому же, его работа позволит частично разгрузить деятельность других инстанций, контролировать их ведение в законных рамках.
Давно пора, думаю работа таких специалист значительно разгрузит суды от мелких дел. Особенно порадовало что по выплатам ОСАГО будут разбираться.