Руководство Беларуси планирует активизировать работу небанковских кредитно-финансовых организаций (НКФО). Данная мера включена в законопроект об изменениях и дополнениях к Банковскому кодексу.
О нюансах корректировки работы небанковских организаций рассказала представитель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Татьяна Сайганова, пишет портал belta.by.
«Обновленный кодекс сможет более эффективно решать вопросы в банковской сфере и поможет исключить некоторые правовые пробелы», — объясняет член парламентской комиссии.
По словам Сайгановой, функционирование НКФО наравне с банковскими учреждениями рассматривается еще с 2001 года. Однако до сих пор они не имеют эффективного развития по причине ограниченности полномочий. Так, на протяжении 2015-2016 годов зарегистрированы всего две такие организации — «ИНКАСС.ЭКСПЕРТ» и «ЕРИП».
НКФО расширят спектр деятельности
«Основное отличие между банками и НКФО заключается в объеме и сочетании производимых ими операций. При этом сочетания банковских операций, которые могут осуществлять НКФО, устанавливает Национальный банк. Их исчерпывающий перечень приведен в ст.14 Банковского кодекса. Кроме того, отличительной особенностью НКФО является узкоспециализированный характер их деятельности. Они могут сосредоточиться на предоставлении высокого уровня услуг по отдельным банковским операциям, в том числе в тех сегментах, которые банки не охватывают или в участии которых не имеют особой заинтересованности», — объяснила парламентарий.
Сайганова ссылается на зарубежный опыт, свидетельствующий о том, что развитие НКФО создает хорошие условия для диверсификации банковских услуг по специализированным игрокам финансового рынка. Чтобы исключить сдерживающие активность НКФО факторы, авторы проекта закона планируют изменить подход к самому определению «небанковской кредитно-финансовой организации». Из Банковского кодекса предлагается исключить совокупность запрещенных для НКФО транзакций.
«При этом предлагается закрепить требование о том, что перечень осуществляемых НКФО банковских операций и видов деятельности, предусмотренных ст.14 Банковского кодекса, определяется Нацбанком», — уточняет Сайганова.
Безопасность финансового сектора
Стратегией развития цифрового банкинга до 2020-го предусмотрено развитие единого ресурса, который будет способствовать обмену информацией между банками, МВД и организациями для противодействия кибермошенничеству.
Во многих странах уже действуют центры по обеспечению безопасности в кредитно-финансовом секторе. К примеру, в России с июня 2015-го действует центр мониторинга и реагирования на хакерские атаки в финансовой сфере (FinCERT). Он является структурным подразделением главного управления безопасности и защиты информации Центробанка, осуществляет тесное взаимодействие с ФСБ и МВД. Специалисты центра собирают и анализируют данные, затем предупреждают о вероятных угрозах информационной безопасности.
«В настоящее время изучается возможность создания в Беларуси единого центра реагирования на инциденты, связанные с нарушением информационной безопасности в финансовой сфере. Деятельность такого центра должна быть направлена в том числе на выработку общих рекомендаций по противодействию преступлениям в финансовой сфере, координацию действий, взаимодействие с правоохранительными органами и организациями, предоставляющими услуги по использованию ИКТ», — пояснила депутат.
Другие важные новации
В проекте разработанного документа будут и другие поправки к Банковскому кодексу, такие как совершенствование порядка предоставления данных, относящихся к банковской тайне, и нормативное регулирование прекращения банковской деятельности. Обсуждаются также изменения к ст. 141, касающиеся досрочного погашения кредита без предварительного уведомления финансистов. При этом проценты клиенты будут платить лишь по факту пользования заемными средствами.
На рассмотрение парламента поправки подадут еще нынешней осенью.
- Ваш комментарий будет первым...