В первом квартале этого года злоумышленникам удалось украсть у клиентов банковских организаций около 4,5 млрд рублей. Это на 36% больше, чем было в прошлом году (тогда эта цифра равнялась 3,3 млрд рублей). Такими данными делится Центральный банк Российской Федерации в последнем отчете.
Согласно информации мегарегулятора, количество операций, совершенных без согласия клиентов, сократилось с 258 тысяч случаев (в первом квартале 2022 года) до 252 тысяч случаев в этом году — то есть этих операций стало на 2% меньше среди мошеннических схем. При этом довольно высокой остаётся доля социальной инженерии, этот показатель равен 50,5%.
Потребителям банковских услуг удалось вернуть более 4% от суммы похищенных денежных средств (это примерно 196 млн рублей). Примечательно, что за период с января по март текущего года банками было отражено 2,7 млн кибератак на счета пользователей, что помогло в свою очередь сберечь порядка 712 млрд рублей.
Безусловно, большая доля похищений коснулась интернет-банкинга, поскольку эту категорию финансовых услуг сложнее контролировать. В том числе похищены были и заемные средства. В ЦБ отметили, что почерк злоумышленников меняется, и они всё больше делают упор на получение доступа к дистанционному обслуживанию. Это позволяет им не только воровать средства, но и оформлять на человека кредиты — а значит, красть и заемные средства.
Аферисты в этом году похитили у физических лиц порядка 2,5 млрд рублей с помощью операций, ещё 1,4 млрд рублей было извлечено с банковских карточек, а около 552,5 млн рублей — через СБП (система быстрых платежей).
Каждый день телевизор нас предупреждает о мошенниках, но если посмотреть статистику хищений, то можно убедится в том, что в этом виноваты сами клиенты банков.
Конечно с ростом технологий и цифровизацией банковских услуг, мошенники тоже стали более продвинутые. Что то с этим нужно делать. Ведь только часть хищений совершается при помощи социальной инженерии. Банки тоже должны озаботиться этим вопросом.