В третьем квартале объем финансовых вложений нерезидентов в российские корпорации снизился на $6 млрд. Показатель достиг минимального значения за последние 24 года. Экономисты ВШЭ связывают рекордное падение с санкциями и отказом от офшоров.
Рекордное падение
На днях Банк России обнародовал предварительные данные об активах иностранцев в отечественном частном секторе. За июль-сентябрь они сократились на $6 млрд., констатирует РБК. Ведущий эксперт Центра развития ВШЭ Сергей Пухов в обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе» от 12 октября указывает: резкое сокращение доли активов иностранцев в основном произошло из-за рекордного сокращения прямых инвестиций в небанковские компании.
«Такого не было за всю историю платежного баланса», — пишет Пухов.
Данные ЦБ о платежном балансе действительно свидетельствуют о рекордном квартальном сокращении прямых инвестиций с 1994-го. В XXI веке близкая к нынешней ситуация наблюдалась лишь в четвертом квартале 2005 года, когда падение составило $4,8 млрд. Начиная со второго квартала 2015-го вообще не фиксировалось сокращений, а по итогам первого полугодия 2018-го прямые инвестиции нерезидентов напротив выросли почти на $8,5 млрд.
«Из-за санкций американские инвесторы должны избавиться от акций и долговых инструментов En+, Rusal и группы ГАЗ [Олега Дерипаски]. Виктор Вексельберг, попавший под санкции, как Олег Дерипаска, меняет структуру владения российскими холдинговыми структурами», — поясняет Пухов.
Бизнес покидает зарубежные офшоры
Ранее экономист РАН Борис Хейфец отмечал, что до введения санкций и проведении властями кампании, направленной не деошфоризацию, 60-80% прямых инвестиций из-за рубежа приходились на офшоры. Причем сначала деньги были отправлены из России, а затем возвращены в виде инвестиций.
Апрельский санкционный пакет от США коснулся непосредственно активов российских миллиардеров, что ускорило возврат «офшорных» капиталов на родину. Так, внесенная в список SDN компания «Силовые машины» Алексея Мордашова перевела все свои активы с Кипра в юрисдикцию России. В третьем квартале основные активы перевела на родину также кипрская USM Holdings Limited Алишера Усманова (включая «Металлоинвест» и «МегаФон».
Для стимулирования деловых россиян к возвращению денег «домой» правительство создало «внутренние офшоры» на островах запада и востока страны – на приморском Русском и калининградском Октябрьском. Известно, что среди первых резидентов специальных административных районов (САР) может быть дочерняя структура подконтрольной Олегу Дерипаске группы En+ — En+ Holding Limited. Ее переход под российскую юрисдикцию в августе одобрил совет директоров группы. Остается неизвестным, как подобные перерегистрации отражаются в статистике прямых инвестиций, в связи с чем РБК направил в ЦБ запрос.
Госбумаги РФ дешевеют
Автор обзора ВШЭ указывает, что активы нерезидентов сокращались в третьем квартале еще и потому, что инвесторы выходили из российских гособлигаций (ОФЗ), тогда как отечественные компании выплачивали внешние долги. Так, в начале сентября доходность 10-летних госбумаг превышала 9%, хотя в течение предыдущего квартала варьировалась в пределах 7-8%.
«По оценке Банка России, со вторичного рынка ОФЗ нерезиденты вывели $1,5 млрд — практически весь объем пришелся на август», — констатирует Пухов в обзоре.
К 1 сентября на долю нерезидентов на рынке ОФЗ приходилось лишь 26,6%, что является минимумом с конца 2016 года. Также статистика ЦБ свидетельствует, что по итогам третьего квартала внешний долг российских банков и компаний снизился до $409 млрд. (минус $18,7 млрд.). Если учитывать, что часть сокращения пришлась на курсовую переоценку внешних долгов, номинированных в евро и рублях (до 40% обязательств), то чистая выплата внешних долгов корпоративного сектора России составила $15 млрд., подсчитали в голландской финансовой группе ING.
«Более интенсивно российские компании погашали внешние долги только во второй половине 2014 года, когда несколько крупных компаний попали под секторальные санкции США», — констатировал главный экономист российской дочки ING Group Дмитрий Долгин.
Это и не удивительно в связи с прошлыми событиями. Надеемся, что не станет ещё хуже.Рубль ещё ниже упадёт в стоимости.
А в какой бизнес, направлять иностранные инвестиции? В тот, который окажется потом, у депутатов? Рубли, скоро, вообще ничего стоить не будут. Бумага, на которой их печатают и то дороже будет.