До конца мая белорусским банкам следует определиться с «системно значимыми клиентами», выдача кредитов которым несет высокие риски. Но проблема в том, что финансовые организации успели выдать большое число проблемных кредитов. Они принесли головную боль не только финансистам, но и государству, сообщают белорусский новостной сайт Naviny.by. Обязательства предприятий-заемщиков в итоге конвертируются в госдолг.
Банкам выгоднее отказаться от кредитования
С 19 апреля ставка рефинансирования в Беларуси снизится до 14%, что станет четвертым снижением с начала года. Однако эксперты и экономисты единодушны во мнении: удешевление займов не приведет к буму кредитования. Проблема низкой активности участников рынка заключена в слабом финансовом состоянии самих заемщиков.
Аналитики Центра макроэкономических исследований «Сбербанка» отмечают, что белорусские коллеги-финансисты, несмотря на избыток свободной ликвидности, не желают рисковать качеством кредитных портфелей, поэтому размещают средства в инструментах Нацбанка.
Белорусские эксперты исследовательско-образовательного центра BEROC констатируют, что отечественные банки пока не видят сигналов для увеличения активности в кредитной сфере. Из-за сомнительных перспектив роста экономики финансисты ограничивают предложения, несмотря на наличие капиталов. Банкиры не хотят рисковать, поскольку за последний год невозврат заемных средств вырос вдвойне – до 13,3% (на начало марта) и тенденции к снижению негативного показателя пока не появились.
При этом экономисты BEROC сомневаются в эффективности действий государства, направленных на «расчистку» балансов кредитных учреждений от проблемных активов. Нынешний механизм «очищения» не решает проблемы, напротив – формирует предпосылки, способные обернуться долговым кризисом.
Госдолг не может расти бесконечно
Согласно постановлению Нацбанка №98, коммерческим банкам до лета надо определить «системно значимых клиентов». Это предприятия, кредитная задолженность каждого из которых превышает 10% совокупного нормативного капитала самого банка. Активы и ценные бумаги таких клиентов считаются высоко рискованными.
Проблема усугубляется тем, что большая часть проблемной задолженности приходится на крупных заемщиков. От их финансового состояния зависит и банковский сектор государства. В Нацбанке признают, что неудовлетворительная платежеспособность солидных кредитополучателей увеличивает риск ликвидности банков.
Руководство Беларуси давно пытается «расчистить» банки от токсичных активов. В 2016-м было создано Агентство по управлению такими активами. Пока неясно, что государство намерено делать с этим «грузом». Реформирование госсектора так и не начато, процесс ограничивается лишь переброской долгов из банков на баланс небанковской структуры.
В свое время для создания Агентства власти разместили гособлигации на 783 млн. и облигации местных займов на 1,1 млрд. руб. Такие масштабные заимствования увеличили долг сектора госуправления до 39,2 млрд. руб. (41,7% к ВВП) на начало 2017 года. Долги предприятий-неплательщиков в итоге конвертируются в госдолг. Если такая модель будет действовать и дальше – платежи по долгам корпоративного сектора будут лишь увеличивать долю в расходах госбюждета.
По данным Минфина, с 2010 по 2016 годы расходы на обслуживание госдолга выросли с 2 до 10%. Если и дальше двигаться тем же путем, дорога приведет к долговому кризису.
Кредиты загоняют не только обычных людей в долговые ямы, но и само государство. И банкам действительно стоит пересмотреть систему кредитования, ведь на сегодня, выдать кредит — большой риск. И больше рискует сам банк, нежели клиент.