Российские банки подвели предварительные итоги трат зарубежных гостей в ходе проведения футбольного мундиаля. Сбербанк называет цифру до $1,5 млрд. Согласно исследованиям кредитных организаций, больше всего средств иностранцы «оставляли» в гостиницах, ресторанах, на транспорте. Также значительная доля ушла на фастфуды, бары, музеи и сувениры.
Эксперты крупнейшего отечественного банка оценили общие расходы иностранных болельщиков в европейской части РФ за время проведения ЧМ в сумму до полутора миллиардов долларов. Это вдвое больше чем в период Кубка Конфедераций в 2017 году, пишет ТАСС. В Сбербанке отмечают: на ул.Никольской в центре столицы оборот их эквайринговой сети по иностранным картам увеличился почти в 3,5 раза – до 220 млн руб. при среднем чеке 8,8 тысячи.
«Но были и исключения: например, 16 июня жители Катара совершили четыре покупки на сумму 8 млн рублей. Больше всех на Никольской потратились держатели карт из Китая — 50 млн рублей., Мексики — 22 млн рублей, США — 16 млн рублей, Катара — 12 млн рублей», — рассказали в Сбербанке.
Рейтинг трат
В банке «Открытие» говорят, что 25% денег иностранные гости потратили на
заведения быстрого питания, бары, рестораны и магазины. Пятая часть ушла на перелеты и проживание. В период проведения чемпионата объем операций на услуги авиаперевозчиков вырос в 1,9 раза, музеев – в 1,6 раз, отелей – в 1,3 раза.
Больше всех на рестораны и сувениры тратились американцы. По данным Сбербанка, за обеды они заплатили не менее 713,76 млн руб., в сувенирных лавках потратили 176 миллионов. Держатели банковских карт из Катара и Китая значительно чаще других покупали одежду, выделив на нее 45 и 26% соответственно от общих расходов.
«Выделяются болельщики из Китая, предпочитавшие покупку ювелирных изделий и часов. Представители КНР обеспечили 65,1% расходов на косметику (451,27 млн рублей) и 38,6% спроса — на украшения (404,2 млн рублей)», — констатируют представители Сбербанка.
Исследование банка показало, что на часы и ювелирные изделия иностранцы израсходовали 1,2 млрд руб., на покупку сувениров в лавках – 920 миллионов. Также аналитики отмечают 5-процентный рост расходов зарубежных гостей на аптечную продукцию – 470 млн руб.
В «Открытии» также называют лидерами по расходам туристов из США. На них пришлась четверть транзакций иностранцев через терминалы. По подсчетам Сбербанка, американцы оставили в России 5,6 млрд руб. – в 3 раза больше, чем за аналогичный период годом ранее. Следом идут китайцы с суммой расходов 4,1 млрд руб. (в 1,6 раза больше). Аналитики «Открытия» называют также активными покупателями мексиканцев, на которых в ходе ЧМ-2018 пришлось 14% от всех транзакций. 9% операций совершены британцами, 6% — швейцарцами.
Банковские исследователи отмечают: по трем четвертям зарубежных карт покупки производились лишь в одном из 11-ти, принимающих состязания городов. По 15% траты совершались в двух городах, по 10% — не менее чем в трех. При этом лишь одна из карт (эмитирована в Китае) «засветилась» во всех 11-ти населенных пунктах, рассказали в Сбербанке.
Перечень городов-лидеров
В ходе проведения ЧМ футбольные фанаты больше всего тратили средства в Москве – 18,5 млрд руб. (в 2 раза больше, чем за тот же период 2017 года). В лидерскую пятерку также вошли:
- Петербург – 8,3 млрд руб. (+69%);
- Краснодарский край – 2,6 млрд руб.;
- Свердловская область -1,22 млрд руб;
- Татарстан – 1,21 млрд руб.
Самая значительная доля трат (36,5%) пришлась на 18-24 июня. Активность болельщиков возрастала в дни значимых побед сборных. Так, хорваты энергично совершали покупки 18 июня и 9 июля.
Обмен валют
По данным ВТБ, обмен валют продемонстрировал 15-процентный рост в сравнении с маем 2018-го. Основная доля традиционно пришлась на доллары и евро. Кроме того, на 6% вырос спрос на конверсии по банковским картам (перевод евро в рубли).
В Сбербанке говорят о предпочтении болельщиков совершать покупки по безналичному расчету. Прибывшие из Европы туристы почти в 70% случаев расплачивались картой, а жители Северной и Южной Америки – до 90%. Несомненными лидерами по безналичному обороту по картам стали бразильцы с показателем 96%.
Наличные деньги предпочитали в основном гости из Африки и стран СНГ. Немалый интерес к традиционным деньгам проявили и резиденты стран Скандинавии. До 15% израсходованных средств швейцарцы и норвежцы получили в банкоматах, добавили в Сбербанке.
О чемпионате
ЧМ-2018 проходил в период с 14 июня до 15 июля включительно на дюжине стадионов одиннадцати российских городов. Победителем стала сборная Франции, обыгравшая в финале команду Хорватии (4:2). Очередной футбольный мундиаль пройдет в конце 2022 года в Катаре.
Ни чего удивительного, такое количество иностранных туристов ожидаемо оставили много денег в ресторанах и отелях. Другой вопрос кто сумел нажиться на этом. Вряд ли деньги пошли в бюджет, скорее в карманы рестораторов.
Интересно, как теперь пойдут дела у всего этого бизнеса, в основном малого. Особенно в не самых крупных городах, и особенно у тех, кто много вложил в создание или развитие своего дела специально к чемпионату. Хотя верю, что хорошие рестораны и отели все же будут востребованы.
Хоть что-то отбили из затрат на проведение ЧМ, тем более что тут учтены не все затраты иностранцев — явно не все прошло через «белую» кассу. А вообще, чемпионат провели на уровне.
Мне очень интересно, как исследователи отделяли траты болельщиков от затрат других туристов. У них какие-то особенные кредитки?