Исследование в рамках проекта USAID показало: более 70% рекламы на украинском рынке потребительского кредитования не содержит информации о реальной стоимости заемных средств.

Исследовательская и маркетинговая компания «GFK-Ukrain» по итогам мониторинга ситуации в рамках проекта «Трансформация финансового сектора» пришла к выводу, что украинские банкиры по-прежнему скрывают от заемщиков полную стоимость кредитов, пишет Hubs. В релизе экспертной группы отмечается, что исследование рынка финуслуг состоит из 3-х волн.

Первый этап был проведен до 20 июня, результаты второго ожидаются в декабре, третьего – в июне 2018-го.

Первая волна исследований практики работы на рынке потребительского кредитования Украины показала:

  • В 73,6% рекламных материалов не имеется никаких сведений о стоимости кредитных средств.
  • В 68% случаев кредиторы не предоставляют потенциальным заемщикам письменной информации.
  • В части кредитных договоров отсутствует требуемая законодательством информация, либо прописаны условия, противоречащие закону. Треть проектов договоров (33%) не содержали детальной росписи стоимости займов; в 17% - отсутствовал четкий график платежей; в 54% случаев прописаны условия, нарушающие право клиента досрочно погасить кредит.
  • Свыше половины договоров, предлагаемых финансистами «тайным покупателям» содержали несправедливые условия для последних.

В периоды второй и третьей войны эксперты намерены сосредоточить внимание на соблюдение участниками финансового рынка норм Закона «О потребительском кредитовании».

В миссии USAID отмечают важность нового закона о кредитовании, вступившим в действие с 10 июня 2017 года: он должен стать первым шагом на пути решения проблем на украинском рынке кредитования.

«Устанавливая новые стандарты раскрытия информации и противодействуя обманчивым методам работы, этот новый закон будет способствовать предоставлению правдивой информации на рынке кредитования. Кроме того, очень важно изменить отношение и практику взаимодействия как кредиторам, так и заемщикам», - констатирует глава USAID по Украине, Беларуси и Молдове Сюзан Фритц.

Позиция Нацбанка

Замглавы Нацбанка Екатерина Рожкова подтвержила отсутствие в Украине комплексной защиты прав потребителей финуслуг. Такая ситуация не способствует доверительным отношениям между кредиторами и заемщиками.

«Поэтому Национальный банк Украины уделяет значительное внимание законопроекту по совершенствованию защиты прав потребителей финансовых услуг, который готовится на повторное второе чтение в Верховной Раде», - отметила Рожкова.

Представитель регулятора добавила: введение в действие данного документа позволит создать правовую основу взаимодействия банкиров и клиентов по европейскому образцу.

«НБУ получит мандат на внедрение финансовой осведомленности и полномочия определять и контролировать минимальный объем информации, который должен предоставляться потребителю по каждому виду банковских услуг, если это не урегулировано законодательством», - подытожила Рожкова.

Выводы миссии USAID

Замруководителя проекта USAID «Трансформация финансового сектора» Юлия Витка по итогам исследования констатирует уязвимость и незащищенность украинских потребителей, оформляющих кредиты.

«Далеко не все финансовые учреждения устанавливают честные и прозрачные процедуры потребительского кредитования. Мы очень надеемся, что ситуация изменится к лучшему, поскольку летом этого года начал действовать закон «О потребительском кредитовании». Проект будет осуществлять мониторинг соблюдения этого закона с помощью проведения еще двух волн», - говорит эксперт.

При первой волне исследований специалисты изучали виды кредитов, предлагаемых банковскими и небанковскими организациями. Среди них:

  • автокредиты,
  • ипотека,
  • кредиты по картам,
  • кредиты до зарплаты,
  • кредиты на быттехнику;
  • кредиты наличными.

Мониторинг включал 4 элемента:

  • качество и достоверность рекламы;
  • оценка взаимодействия персонала с потребителем при оформлении кредита (метод «тайного покупателя»);
  • анализ проектов договоров о кредитовании на соответствие законодательству;
  • опрос потребителей на предмет осведомленности о механизмах разрешения споров с кредиторами.

Ранее СМИ сообщали, что НБУ поддерживает создание в стране финансового омбудсмена, который будет защищать права потребителей.

16.09.2017 09:25 · Екатерина Зайцева · специально для «Банковой»
Комментарии к новости
  • евгений волошин, 16 сентября 2017 09:39

    Україна єдина країна, де Банки з людей деруть гроші. Висока процентна ставка при кредиті, іпотеці і інших послуг банку. Зроблено не для людей.

  • Макс, 20 сентября 2017 16:51

    Банки - це зло. Деякi люди не розумiють що вони так влаштованнi щоб бiльше брати у населення. Це вимагання. Нiколи на маэ коштiв на людей якiм потрiбна допомога.

  • Анастасія Веремчук, 22 сентября 2017 23:10

    Кредитування в Україні і дійсно лишається досить проблемною сферою діяльності.Насамперед цьому сприяє недостатньо розвинена банківська система,корупція та високий рівень інфляції.

  • Андреев Геннадий, 23 сентября 2017 14:03

    Чомусь це не виявляе подив. Може тому, що це українські банки? А може тому, що справній подив може спричинити, дії можновладців якщо вони зроблять для народу дійсно щось добре?

  • Олександр Кулій, 9 октября 2017 09:40

    На жаль кредитори користуються жалюгідним фінансовим станом більшості громадян, які змушені погоджуватись на "кабальні" умови позики, часто навіть не вивчаючи умови договору. Щиро шкода народ...

  • Александр, 9 октября 2017 18:41

    Читайте договор и будет вам счастье. Если банк пишет что-либо очень мелким шрифтом - носите с собой лупу.

  • Юля, 12 октября 2017 22:56

    Безнаказність того, хто має гроші - головна проблема нашої держави. А банки мало того, що деруть великі відсотки, та ще й не завжди надають достовірну інформацію.

  • Ника, 26 ноября 2017 19:36

    Да, сначала люди испытывают эйфорию от получения денег, а потом получают неприятные "сюрпризы" от банка, так как не все люди читают текст мелким почерком в договоре.