Санкционные меры всего коллективного Запада нацелены на фиаско российской экономики, но эта задача для них сверхсложная. Именно поэтому недружественные государства стараются полностью взять контроль над мировым рынком углеводородов.
Опробованные Западом попытки
Сначала Запад попытался оказать давление на Саудовскую Аравию и других крупных игроков Персидского залива: наши «западные партнёры» пытались заставить арабские страны увеличить добычу и экспорт нефти, чтобы в результате снизить мировые цены. Во время пандемии в рамках ОПЕК+ добыча была сокращена сразу на десять миллионов баррелей в сутки. Цены упали в апреле 2020 года, но затем они восстановились.
Ещё до начала СВО цена нефти за баррель составляла $130. Ближе к октябрю 2022 года добыча была восстановлена, и цена снизилась. США всё-таки этого показалось мало. Джо Байден чуть ли не приказным тоном потребовал у аравийского принца ослабить Россию на нефтяном рынке. Однако американский лидер забыл учесть, что США для аравийцев на сегодняшний день — более опасный конкурент в глобальной нефтяной игре.
Именно Штаты обеспечили себе лидирующее место в мире по добыче нефти. Принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд в ответ попросту не смог сдержать эмоций и рассмеялся Байдену прямо в лицо. А уже в ноябре 2022 года со стороны ОПЕК+ последовало сокращение производства нефти на два миллиона баррелей в сутки.
Вероятно, Россия и сама не ожидала такой поддержки в противостоянии с Западом. По крайней мере, американский лидер Байден окрестил сокращение производства нефти «близоруким и отвечающим интересам России». Саудовская Аравия после этого взяла паузу, хотя нынешняя ценовая политика им не особенно выгодна.
Эмбарго и потолки цен
Предельные цены на дизель и мазут наряду с соответствующим эмбарго с 5 февраля могут отрицательно сказаться на отечественном ТЭК в сравнении с ограниченными ценами на сырую нефть. России придётся подумать над тем, какие наиболее выгодные рынки сбыта подобрать для всей углеводородной цепочки. При этом новые основные потребители, например Индия, предпочитают покупать у России сырую нефть, а затем сами же её перерабатывают. Конечная продукция поставляется ими в те же ЕС и США.
Понятное дело, что эмбарго и потолки эти поставки не затрагивают. Данные агентства Argus гласят, что ежесуточные поставки Urals на индийский рынок превысили 1,36 млн (лидирующее место среди экспортёров). Этот объём превышает половину экс-поставок сырой нефти из РФ в ЕС. А, как пишет Bloomberg, завоз дизеля из Индии в Нью-Йорк только в начале этого года увеличился в несколько раз. Для России такая сделка невыгодна, ведь цены на индийском рынке ниже в сравнении с внутренним американским рынком, транспортное плечо — сверхдлинное. Это говорит о том, что Urals поставляет в Индию нефть по заниженным ценам. Иного выхода попросту нет, а России экстренно нужно покорять новые секторы на нефтяном рынке.
Российская власть, конечно, отреагировала своим запретом на поставки нефти с 1 февраля. 27 декабря Владимиром Путиным был издан указ, а правительством 30 января — соответствующее постановление, в содержании которого представлен механизм мониторинга цен и пресечения потолочных сделок.
Как и предполагалось, крайними оказались российские нефтяные компании. Именно они обязаны отслеживать чистоту сделок, а также собирать собранные сведения в ФТС, которая, в свою очередь, должна передавать их в Минэнергетики. Затем представительство министерства каждый месяц должно предоставлять отчёт межведомственной комиссии ТЭК.
Наверняка правительство вместе с нефтяными компаниями будут искать пути обхода ценовых потолков и эмбарго. Резюмируя все обстоятельства, можно смело сделать вывод, что потолочные войны в дальнейшем только будут обостряться.
- Ваш комментарий будет первым...