Агентство Rating-Agentur Expert RA GmbH в очередной раз подтвердило рейтинг белорусского суверенного правительства (SGC) на умеренно низком уровне – «В». Показатель кредитоспособности правительства в валюте также остается на уровне «В». Дальнейший прогноз аналитиков позитивный, из чего следует, что в среднесрочной перспективе есть вероятность повышения рейтинговой оценки, рассказывает Telegraf.by.
«Агентство подтвердило кредитный рейтинг Беларуси на фоне устойчивого экономического роста, совершенствования бюджетной политики и устойчивого уровня задолженности. Более того, структура долга по типу кредиторов и сроку погашения остается благоприятной; однако, доля валютной части государственных обязательствах существенно высока. Позитивный прогноз по обоим рейтингам отражает наши ожидания относительно устойчивого восстановления национальной экономики, снижения долговых рисков путем выпуска долгосрочных государственных облигаций и реструктуризации обязательств перед российским правительством и фондами», — рассказал аналитик RAEX-Europe Владимир Горчаков.
Из-за значительной доли госсобственности и директивного кредитования, риски банковского сектора негативно отражаются на банковском рейтинге. В среднесрочной перспективе это способно обернуться резким увеличением доли просроченных ссуд. При наихудшем сценарии показатели задолженности могут вырасти по причине материализации условных факторов. Горчаков отметил, что оба рейтинга сдерживала высокая долларизация и уязвимость Беларуси к внешним рискам.
Госдолг остается стабильным
В МВФ прогнозируют, что валовый госдолг Беларуси составит 51% к ВВП и 125% — к доходам бюджета на конец 2017-го. Это означает медленное снижение долговых показателей. Эксперты RAEX-Europe ожидают сохранения такой тенденции на ближайшие годы, что постепенно сократит уровень долга, который опустится до показателя ниже 50% к ВВП.
В то же время долг в валюте остается высоким: 90% от совокупной задолженности, что составляет 47% от ВВП и 114% — от доходов бюджета. Также агентство отмечает: несмотря на положительную динамику в 2017-м, отношение международных резервов к валютным долгам составило лишь 29%.
В прошлом и в начале нынешнего года государство получило солидные финансовые ресурсы, чему способствовали:
- выпуск еврооблигаций;
- кредит от России;
- финансирования от Евразийского фонда стабилизации и развития.
Этих средств должны быть достаточно для погашения долговых обязательств в 2018 году. Но в Rating-Agentur Expert RA GmbH по-прежнему считают потенциальную материализацию условных обязательств, связанных с рекапитализацией банковского сектора, риском, который способен обернуться существенным увеличением гособязательств.
Фискальные показатели
Устойчивый экономический рост и нормализация торговых отношений между Минском и Москвой привели к тому, что в конце 2017 года Минфин констатировал профицит бюджетного баланса почти на 3% в сравнении с годом предыдущим.
Кроме того, правительство сохранило жесткую фискальную позицию по ограничению расходов на целевое кредитование и путем сдерживания выдачи гарантий госпредприятиям. Но все же риск увеличения дефицита бюджета остается, поскольку власти могут смягчить фискальную политику. Ухудшить финансовое положение способна и реализация плана по субсидированию машиностроения, строительной, иных отраслей промышленности, а также возведение новой АЭС.
По-прежнему сохраняется большой разрыв между бюджетным балансом за вычетом квазибюджетных расходов и общим балансом бюджета расширенного правительства в определении МВФ, учитывая высокий объем забалансовых операций со стороны правительства, пишет Telegraf.by.
Банковская система подвержена риску
Крупные объемы директивного кредитования и негативная финансовая позиция госпредприятий как и прежде в среднесрочной перспективе несут риски банковскому сектору в виде резкого увеличения просроченных кредитов.
В конце прошлого года уровень «просрочек» к общему объему выданных займов стабилизировался на уровне 12,9%, объем частного кредита к ВВП Беларуси сократился до 41,9%, тогда как в системе доминировали госбанки (порядка 65% всех активов принадлежит государству).
По словам Горчакова, в целях снижения риска возникновения условных обязательств, возникающих в банковском секторе, требуется дальнейшая реструктуризация плохих активов банков и больший контроль над государственными предприятиями, поскольку большинство просроченных ссуд связаны с потерями государственных предприятий .Тем не менее текущая рентабельность банков осталась положительной – ROA на конец года составило около 1,8%, а капитализация была высокой – коэффициент достаточности капитала составил около 18,5% на конец 2017 года.
ЦБ продолжил снижение ставки рефинансирования
В конце июня Национальный банк Республики Беларусь (НБРБ) в очередной раз снизил ставку рефинансирования – до 10%. Регулятор допустил гибкий обменный курс, который в итоге стабилизировался на фоне исторически низкого уровня инфляции. В конце 2017-го инфляция составила порядка 4,6%, что почти вдвое ниже целевого 9-процентного показателя. В основном это обусловлено снижением волатильности валютного курса и небольшим ростом зарплат.
В RAEX-Europe ожидают 6-процентный показатель инфляции в среднесрочной перспективе, на что повлияет:
- повышение зарплат;
- рост внутреннего спроса;
- изменение административно-регулируемых цен.
Однако высокий уровень финансовой дедолларизации и практика директивного кредитования по нерыночным ставкам ограничивает механизм трансмиссии денежно-кредитной политики, отмечает Горчаков.
Внешняя и макроэкономическая позиции улучшаются
Восстановление связей с основными торговыми партнерами (Россия, некоторые страны ЕС) привело к росту экспорта. На внешнюю позицию страны также позитивно повлиял плавающий валютный режим. Девальвация рубля обернулась увеличением конкурентоспособности экспортных товаров. В итоге улучшился торговый баланс: в конце 2017-го дефицит характеризовался в 1,8% ВВП, тогда как:
- в 2016 и 2015 годах – 3,5%;
- в 2014 году – 6,6%.
Но уязвимость к внешним рискам все же остается. Так, зависимость Беларуси от политико-экономических соглашений с РФ, включая цены на углеводороды и структуру долга, способны вызвать значительный внешний шок для экономики страны в целом.
После двухлетней рецессии ВВП Беларуси в 2017-м показал рост в 2,4%. Аналитики связывают это с восстановлением экономик ключевых партнеров и повышением внутреннего спроса. В Rating-Agentur Expert RA GmbH ожидают, что в ближайшей перспективе ВВП будет ежегодно расти на 2%, что связано со структурным дисбалансом в белорусской экономике и макроэкономическими показателями экономики России.
Дела в белорусской экономике последний год идут хорошо. Россия таким темпам роста может только позавидовать. Прогноз кредитоспособности страны позитивный.