В нынешних реалиях накопление валютного долга несет государству дополнительные риски, поэтому финансовый регулятор не исключает установление ограничений на кредитование в валюте. Об этом сообщила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева в ходе профильного форума «Казначейство-2018».
После введения очередных санкций со стороны США 6 апреля для отечественного фондового и валютного рынков настали «черные дни». Доходило до того, что рубль опускался до отметки «80» за евро, за доллар просили 65 руб., напоминает ТАСС. Однако к концу минувшей недели ситуацию удалось стабилизировать и отыграть часть потерь.
«В этих условиях нам очень важно предотвратить новую волну накопления валютных рисков в системе, поэтому мы сейчас обдумываем целесообразность введения дополнительных мер по ограничению валютного кредитования», — пояснила Юдаева.
Банкир отметила: «темпы валютизации» в стране заметно начали расти с марта, на что отчасти повлияли крупные сделки на рынке. Вместе с тем внешняя задолженность компаний нефтегазового сектора в настоящее время в 2,7 раза выше суверенного долга и демонстрирует динамику роста.
В то же время девелоперские и строительные организации напротив за последние 15 месяцев почти на 20% сократили объем кредитования в валюте. Такая тенденция связана с повышением с весны 2016-го коэффициентов риска на такие займы для предприятий, не имеющих валютной выручки.
Ограничения для экспортеров
По словам главы департамента финансовой стабильности Центробанка Елизаветы Даниловой, ограничить валютное кредитование без запретительных мер возможно путем введении повышенных риск-коэффициентов для компаний, поставляющих продукцию за рубеж. Среди предложенных вариантов рассматривается и такой инструмент, тем более что экспортеры активно наращивают кредитование в валюте.
«Потому что риски может нести валютное кредитование и для экспортеров, прежде всего — на макроуровне, они могут усиливать волатильность на валютном рынке», — пояснила Данилова позицию регулятора.
Самыми рискованными валютными кредитами считаются ипотечные, где коэффициент установлен на уровне 300%. Для нефинансовых компаний он составляет 110%, по недвижимости – 130%, напомнила представитель ЦБ.
Риски кредитования в валюте
К сожалению, РФ входит в число государств с повышенным соотношением валютного корпоративного долга к ВВП. У России этот показатель достигает 22%, для развивающегося рынка эта цифра довольно высока. Дальнейшее накопление долга в валюте будет увеличивать потенциальные риски, заявила Юдаева.
«На стабильном рынке компании и банки начинают недооценивать валютные риски, брать слишком большие валютные кредиты, якобы экономя на процентных ставках, не понимая, что разница в ставках по рублевым и валютным кредитам обычно покрывает валютный риск», — объяснила первый зампред ЦБ.
Реализация рисков дефолта в отраслях экономики, где высока доля «плохих» долгов, зависит не только от необдуманных действий заемщиков. Банкам также не следует предоставлять кредитование в валюте компаниям, не связанным с экспортом, т.е. не имеющим доходов в долларах или евро, заключила Ксения Юдаева.
- Ваш комментарий будет первым...