Амнистия капиталов для предпринимателей, которые возвращают бизнес под российскую юрисдикцию, должна быть продолжена. С такой инициативой выступил президент Владимир Путин в ходе форума «Деловая Россия».
Срок второго этапа амнистии капиталов подходит к концу, но глава государства считает необходимым предоставить предпринимателям еще год на перевод бизнеса в специальные административные районы РФ, пишет РБК. Путин отметил, что «изъяны национальной юрисдикции» в виде недостаточных гарантий защиты частной собственности, обернулись в свое время выводом капитала и регистрацией активов за рубежом. В итоге правительство уже дважды объявляло добровольное декларирование зарубежных активов. Нынешняя амнистия завершается 28 февраля.
«Мы с коллегами обсуждали и считаем, что еще на один год как минимум можно продлить амнистию капитала для тех граждан, которые переводят свои денежные средства в Россию и регистрируют свой бизнес в специальных административных районах с особыми правовыми условиями для компаний, которые возвращаются в российскую юрисдикцию, которые созданы на острове Октябрьский в Калининграде и на острове Русский во Владивостоке», — заявил президент.
Он напомнил, что частным лицам в рамках амнистии «прощают» некоторые правонарушения экономического, налогового и валютного законодательства. Кроме того, глава государства предложил освободить российских бизнесменов от уплаты НДФЛ с прибыли подконтрольных им компаний на год, если предприятия на протяжении 2019-го получат статус налоговых резидентов России.
[image1]
САРы на островах
После введения американским Минфином санкций в отношении крупнейших российских компаний, в т.ч. En+ и алюминиевого гиганта UC Rusal, российские власти решили создать специальные административные районы (САР) на островах – Октябрьском в Калининградской области и Русском в Приморье.
С 2018-го у зарегистрированных за рубежом компаний появилась возможность сменить юрисдикцию при условии инвестирования в экономику региона 50 млн. руб. Бизнес освобождается от уплаты налогов с прибыли от продажи активов и от полученных дивидендов. Ставка с выплаченных дивидендов составляет лишь 5%, причем акционерам гарантируется конфиденциальность.
Пока каждый из островов имеет лишь по одному резиденту:
- на Русский перебрался с Кипра основной акционер банка «Восточный» — Finvision Holdings;
- на Октябрьский – международный холдинг Adanimov Trading Limited, имеющий доли в трех компаниях Омска.
Привлекательные условия
После выступления президента первый вице-премьер Антон Силуанов в беседе с журналистами указал на предвзятое отношение к российскому бизнесу за рубежом. Поэтому правительству необходимо создать комфортные условия внутри страны, чтобы предприниматели могли регистрироваться и переводить активы на родину, без налогов.
Однако многие компании не успевают завершить необходимые процедуры, поэтому появилось предложение продлить амнистию. К тому же открылись новые САРы. Власти стимулируют возвращение бизнеса в Россию без каких-либо дополнительных условий.
При этом если предприятие станет налоговым резидентом РФ в 2019-м, то амнистия распространится и на контролируемые иностранные компании (КИК), на которые распространятся льготы по НДФЛ. Таким образом при закрытии зарубежной компании и перерегистрации бизнеса в российской юрисдикции граждане будут освобождены от уплаты НДФЛ по доходам.
[image2]
Очередная волна
Амнистия капитала предполагает, что деловые россияне в добровольном порядке декларируют зарубежные активы, включая, иностранные компании, недвижимость, банковские счета и ценные бумаги. Государство в свою очередь обещает не интересоваться происхождением средств, на которые куплены все эти активы.
Также декларантам гарантируется освобождение:
- от уголовной ответственности по некоторым экономическим статьям;
- от административной ответственности в случае нарушения валютного законодательства;
- от налоговых штрафов по декларируемым активам.
Участникам амнистии не выставляют требований по возврату активов на родину. Им не придется уплачивать налоги с указанных в декларациях средств, за исключением налога с прибыли КИК. Но если контролируемая иностранная компания будет ликвидирована до 1 марта 2019-го, ее владелец освобождается от НДФЛ на доходы, которые получены при ее закрытии.
Впервые амнистия капитала стартовала 1 июля 2015 года. До 30 июня 2016-го налоговиками было собрано порядка 7,2 тыс. деклараций. Следующий этап начался с 1 марта прошлого года и завершится 28 февраля. ФНС пока не раскрывает данные о количество воспользовавшихся амнистией налогоплательщиков, но эксперты уверены, что вторая волна была более востребованной. Это связано с запуском режима автоматического обмена финансовой информацией, позволяющей российским налоговым органам получать сведения от зарубежных коллег. Таким образом попытки скрыть наличие счетов и активов за пределами страны стали бессмысленными.
В начале февраля Силуанов в рамках второго этапа амнистии оценивал задекларированную налогоплательщиками сумму остатков по банковским счетам более чем в 10 млрд. евро. Теперь президент Путин предлагает ввести третий этап.
Требования к реальной деятельности
Партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов называет ключевым отличием первых этапов амнистии то, что бизнесу не требовалось переводить компании в Россию – необходимо было лишь декларировать зарубежные активы. Но освобождение от уплаты налогов на доходы задекларированных КИК по сути требовало их ликвидации.
«Перевод в САР в отличие от этого предполагает сохранение деятельности иностранных компаний, определенный уровень инвестиций (50 млн руб.), то есть фокус на несколько иной аудитории», — указывает Вахитов.
Партнер EY Антон Ионов считает, что в случае переезда в специальные админрайоны РФ иностранные предприятия имеют возможность закрываться без уплаты налогов.
«Скорее всего, те компании, которые будут переведены в русские офшоры из иностранных юрисдикций, будут получать более широкие льготы по налогообложению: возможно, они смогут провести внутреннюю реструктуризацию, передать активы на физических лиц без налогов», — полагает эксперт.
По мнению Вахитова, санкции подталкивают компании к участию в амнистии капитала.
Александр Токарев, возглавляющий группу по оказанию услуг в области международного налогообложения KPMG в России и СНГ, называет основным драйвером третьей волны — требования по экономическому присутствию. Многие офшорные юрисдикции приняли такие нормы в конце 2018 года.
Он напомнил, что под давлением ЕС наиболее известные офшорные зоны стали требовать от своих резидентов открывать офисы и нанимать штат сотрудников. Вероятно, подобные условия начнут выдвигать и другие офшорные зоны.
«Поэтому вариант перевести деятельность из одного офшора в другой обречен на провал», — заключил Александр Токарев.
Другие обещания президента бизнесу
В ходе форума «Деловой России» из уст главы государства звучали и другие поручения правительству, направленные на облегчение ведения бизнес-деятельности. В частности, Владимир Путин инициировал:
- рассмотрение возможности снизить комиссии для ритейлеров при оплате картой (сейчас 3%);
- уточнение порядка блокировки счетов компаний. При отсутствии ранее серьезных претензий банков – предприятия следует избавить от автоматической блокировки;
- рассмотрение возможности либерализации валютного контроля;
- расширение практики краткосрочного безвизового въезда в РФ;
- уточнение критериев для штрафных санкций по результатам проверки бизнеса;
- освобождение молодых семей от уплаты НДФЛ при покупке первого жилья;
- ускорение принятие проекта закона об электронной торговле лекарствами;
- освобождение компаний от налогов на товары, предназначенные на благотворительные цели.
По-моему правая рука не очень понимает, что делает левая. И увы, но судя по количеству уголовных дел, что заводится на бизнес, какая-то странная амнистия получается. Страшно представить, что будет, когда она закончится.
Привлечение денежных масс обратно в Россию идея неплохая. Но, мне кажется то, что все равно всех вернуть не заставишь.
Ушедшие капиталы на запад уже не вернуть, так как их владельцы боятся, что при смене политического курса власть их отберет. Лучше бы занялись национализацией ЦБ России, тогда бы и привлечение капиталов было бы дело второстепенное…
Если бы действительно такая амнистия помогла вернуть российский капитал с западного рынка для того, чтобы вложить его в родную экономику. Но льготные периоды, амнистии для бизнеса заканчиваются, а воз, как говориться и ныне там. Всеравно деньги бизнеса из России уходят на Запад.