Британский деловой журнал указывает на символичность задержания инвестора из США Майкла Калви в день закрытия Российского инвестиционного форума в Сочи. Подобные действия следствия наносят имиджу России значительный ущерб и вообще «все понятно» и без дальнейшего разбиртельства.
Шок для инвесторов
15 февраля в Сочи завершился инвестфорум, ежегодно собирающий ведущих представителей бизнеса. Данная платформа позиционирует себя как представляющая российский инвестиционный и экономический потенциал. Именно в этот день спецслужбы арестовали в Москве основателя инвестиционной фирмы Baring Vostok Capital Partners, сконцентрированной на работе в РФ. Майла Калви обвиняют в мошенничестве по статье, предусматривающей до 10 лет заключения.
The Economist отмечает: фото и видеоматериалы с сидящим в клетке г-ном Калви фактически повергли в ужас представителей бизнеса. Решение о содержании под стражей главы Vostok Capital заставит иностранных инвесторов приостановить работу с Россией, уверены авторы материала.
Стороны конфликта винят друг друга
Британские журналисты связывают арест Калви его партнеров с банком «Восточный», больше половины акций которого (52,5%) контролирует Baring Vostok. По мнению прокуратуры, они незаконно присвоили принадлежащие банку $37,7 млн. В то же время Калви называет бездоказательными обвинения, а их причину видит в конфликте с миноритариями — Артемом Аветисяном и Шерзодом Юсуповым.
Компания Baring Vostok сама винит этих акционеров в выводе активов из их мелкого банка накануне слияния с «Восточным» в 2017-м. Этот спор должен будет решить Лондонский арбитраж. А дело в отношении Калви открыла ФСБ по факту жалобы Юсупова.
По данным российского издания The Bell Аветисян имеет хорошие связи со спецслужбами, а также с сыном главы Совета безопасности Николая Патрушева, который известен своими «ястребиными» взглядами.
Друг России
Майк Калви создал Baring Vostok в 1994-м. Работавший ранее в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) бизнесмен не сомневался в способностях России преодолеть кризисы, рецессию и напряженность в геополитике. Калви не последовал примеру коллег, которые начали сворачивать бизнес на территории РФ в связи с введением санкций.
«Интуиция говорит нам, что мы должны продолжать инвестировать средства в тот момент, когда все инвесторы вокруг нас напуганы», — говорил в 2014-м Калви в интервью Moscow Times
За время существования входящие в Baring Vostok фонды инвестировали в общей сложности $2,8 млрд. в Россию и страны бывшего СССР (80 проектов). Средства вкладывались в самые разные сферы экономики:
- инновационные технологии,
- средства массовой информации и телекоммуникации,
- природные ресурсы и ритейл.
Кроме того, фонд компании еще в начале развития «Яндекса» приобрел его акции. Г-н Калви всегда имел положительную деловую репутацию и слыл человеком понимающим специфику работы в России.
«Из всех людей, которых я знал в Москве, Майк отличался тем, что играл по правилам, особенно ничем не выделялся и никогда не критиковал правительство», — сообщил через Twitter финансист Билл Браудер, который еще 10 лет назад угодил под пристальное внимание Кремля.
Защитники Baring Vostok
В защиту г-на Калви высказались многие российские представители бизнеса. Среди них и глава Сбербанка Герман Греф, назвавший американского инвестора «порядочным и честным человеком». Он надеется, что обвинения против него окажутся «недоразумением». А руководитель Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев и вовсе готов «предоставить личные гарантии» в отношении бизнесмена.
Обладающий хорошими связями глава РФПИ похвалил усилия г-на Калви, направленные на привлечение инвестиций в РФ. Однако, британский «Экономист» указывает, что поддержка Дмитриева для Baring Vostok может оказаться недостаточной, если в деле замешаны интересы российских силовиков.
«Настало время вернуться домой»
Вне зависимости от дальнейшего развития событий инвестиционному климату страны, а также американо-российским отношениям уже нанесен значительный урон. По мнению бывшего посла США в РФ Майкла Макфола, если спецслужбы могут арестовать Калви, следовательно, под их прицелом может оказаться любой.
«Для моих друзей-американцев, которые все еще занимаются бизнесом в России, настало время вернуться домой», — написал Макфол в твиттере.
У России уже имеются проблемы с зарубежными инвестициями: прямые капиталовложения за два года сократились десятикратно:
- 2013 год — $69 млрд.;
- 2015 год — $6,9 млрд.
Надо отметить что в 2017-м они выросли до $28,6 млрд., но вряд ли ситуация с Калви вдохновит инвесторов на расширение сотрудничества. Если бизнес будут сажать за решетку, а американский Конгресс – вводить все новые дополнительные санкции, то готовых к риску бизнесменов будет становиться все меньше.
«Международные фирмы не подготовлены для работы в России, и, как правило, у них невысокий порог терпимости в отношении неопределенности, а также полное отсутствие чувства юмора по поводу российских сюрпризов», — заключает The Economist.
Крайне странный арест, особенно учитывая тот факт, что самые высокие власти страны говорили о неприменимости такой меры, для тех кто по финансовым преступлениям подозревается. Кажется, что кто-то «заказал» его. Дело мутное.
Не понимаю, что инвестор не может быть нарушителем правил и законов? Почему его нельзя арестовывать? Перед законом все равны.
Иностранные инвесторы сами не подготовлены для ведения бизнеса в России, бизнес по -русски бессмысленный и беспощадный.
В данном случае здесь выигрывает власть и проигрывает народ. Власть преследует цель удержаться любой ценой, а простые жители страны и без того в большинстве нищие и обнищают ещё больше. Народ может лишь наблюдать со стороны на ситуацию в стране и делать выводы. Какие выводы? –Крым, мост и обнищание. Возможно кто-то обидится на мою точку зрения и от страха за свою пятую точку объявит врагом, но улучшений, как в китайской пословице, не предвидится, потому что санкции продлеваются и продлеваются, и конфликт с Украиной продолжает и продолжается. На это могут уйти десятилетия. А кто готов ждать улучшений десятилетиями. Как в песне Игоря Талькова, верней стихотворении «поначалу тоже верил в громкие слова, о заботе, о народе, аж гудела голова, ну и где забота? где же? мне седьмой десяток лет, ну а я ещё и нежил, а уж в пору на тот свет, да вы мне рот не затыкайте, я вас слушал до конца, и не надо не пугайте, выражением лица…».
Здесь палка двух концов. С одной стороны, не стоит закрывать глаза на правонарушения и не важно, инвестор это или нет. А с другой стороны, это очередной удар по инвестициям… Так что здесь нет правильного решения.